Factcheck: соответствует ли действительности заявление UzAuto Motors?
Ранее в компании заявили, что глобальный дефицит микрочипов привел к полной остановке производства ряда крупных автомобильных предприятий.
Напомним, в настоящее время в Узбекистане вновь создаются очереди для покупки машин. Как передает корреспондент Kun.uz, автомобиль марки Lacetti можно будет получить только в декабре, если произвести оплату сейчас, то есть узбекистанцы должны ждать семь месяцев. Почти такая же ситуация с машиной марки Cobalt.
По данным пресс-службы компании UzAuto Motors, автомобилестроение во всем мире переживает сложные времена, связанные с глобальным дефицитом полупроводников.
«Глобальный дефицит микрочипов привел к полной остановке производства ряда крупных автомобильных предприятий. Компании UzAuto Motors удалось свести к минимуму негативные последствия данной проблемы, избежав полной остановки заводов. Тем не менее, многие стали свидетелями резкого спада объемов производства, что привело к увеличению сроков поставки новых автомобилей», - говорится в сообщении.
Как заявили в компании, «на этой почве, пользуясь случаем, со стороны некоторых не чистых на руку субъектов создаются спекулятивные ситуации и совершаются неправомерные действия, против которых АО «Узавтосаноат» ведет активную борьбу».
Соответствует ли действительности заявление UzAuto Motors? Редакция Kun.uz решила проверить данную информацию.
Как передает DW, General Motors до середины мая снизил производство на двух заводах в США и Канаде, компания Hyundai в начале апреля на неделю останавливала свое головное предприятие в Южной Корее.
Кроме того, у Toyota в марте не работали конвейеры в Чехии, а у Ford - в феврале в Германии, Volkswagen не смог выпустить в прошлом году на разных континентах порядка 100 тыс. автомобилей.
«Производственные мощности отрасли вынужденно простаивают из-за того, что периодически не хватает комплектующих, а именно - микрочипов, и это теперь надолго. Немецкая консалтинговая компания Roland Berger предупредила 13 апреля, что «дефицит полупроводников будет ощущаться еще длительное время после 2021 года», - говорится в сообщении издания.
В известной мере их подтолкнули к этому и сами автостроители, надолго остановившие прошлой весной производство из-за локдаунов. Это нарушило сложившиеся цепочки поставок, а их быстрому восстановлению отчасти помешали чересчур пессимистические оценки перспектив автомобильной отрасли. Производители чипов оказались просто не готовыми к столь быстрому восстановлению спроса со стороны автостроителей и не заложили его в свои производственные планы.
Ситуацию дополнительно усугубили два пожара в Японии. В конце октября 2020 года у компании Asahi Kasei Microsystems (AKM) почти полностью сгорела фабрика, выпускающая аудиочипы, в том числе для автомобильных навигаторов. На ее восстановление может уйти целый год. А месяц назад, 19 марта, вспыхнуло пламя на одном из тех заводов компании Renesas, которые специализируются именно на чипах для автомобилей. И хотя пожар уничтожил относительно небольшую часть предприятия, ему пришлось, как минимум на месяц полностью остановить производство.
К тому же в феврале аномальные морозы и штормовой ветер частично парализовали энергоснабжение в американском штате Техас, где благодаря низким налогам сосредоточено большое число предприятий микроэлектроники. Из-за нехватки электроэнергии им временно пришлось приостановить производство. В городе Остине встали, среди прочих, завод южнокорейского гиганта Samsung и две фабрики нидерландской компании NXP - одного из крупнейших в мире поставщиков чипов для автопрома.
Однако возникший на рынке дефицит вызван не только временными трудностями и перебоями, он связан с фундаментальной причиной - стремительно растущей потребностью мирового автопрома в чипах, убеждены эксперты Roland Berger. Они подсчитали, что уже сейчас в автомобиле премиум-класса с двигателем внутреннего сгорания установлены полупроводники на 3 тысячи долларов.
Стало также известно, что глобальный дефицит полупроводников обойдется автопроизводителям в 110 млрд долларов США утраченного дохода. Об этом свидетельствуют данные консалтинговой фирмы AlixPartners. Ранее ущерб об дефицита микрочипов оценивали в 61 млрд долларов.
Аналитики отмечают, что риск ущерба теперь не потенциален, а реален. Чтобы избежать перебоев, автоконцерны начали прямые переговоры с производителями микросхем. Ранее же они неохотно соглашались на такие долгосрочные обязательства.
Нехватка микросхем заставила автокомпании уже сейчас обеспечивать «устойчивость цепочки поставок» в долгосрочной перспективе, чтобы избежать перебоев в будущем, отмечают в AlixPartners.
Некоторые факты:
19 февраля 2021 года в Renault сообщили, что дефицит чипов может привести к сокращению производства их автомобилей на 100 тыс. единиц в 2021 году;
В феврале автокомпания Tesla временно приостановила производство популярного электрокара из-за дефицита чипов;
13 мая в концерне Nissan сообщили, что сократят производство автомобилей в 2021 году на 500 тыс. единиц из-за нехватки чипов.
11 мая основатель Dell Майкл Делл заявил, что дефицит чипов растянется на несколько лет.
«Глобальная нехватка полупроводниковой продукции является серьёзной проблемой для производителей компьютерной техники, но этот дефицит, вероятно, будет сохраняться в течение нескольких лет», - сказал он.
На днях эксперты также рассказали, как глобальный дефицит микрочипов сказался на российском авторынке.
«Наличие микрочипов критически важно для автопроизводителей потому, что практически все системы в современном автомобиле – от мультимедиа до систем активной и пассивной безопасности – работают на комплектующих, в состав которых как раз и входят микрочипы. Отсутствие одного чипа приведет или к остановке конвейера, или авто соберут до конца за исключением комплектующих, в которых его недостает», - сказал руководитель группы онлайн-продаж дирекции развития продаж, ГК «БИЗНЕС КАР» Андрей Творогов.
Руководитель отдела продаж «Сигма Сервис» Георгий Коновалов считает, что дефицит микрочипов связан, в первую очередь, с тем, что в период локдауна для всей Европы, России и всех стран увеличился объем производства телефонов, компьютеров и ноутбуков.
На автомобильное производство приходится около 10% производства микрочипов, а весь остальной объем (90%) уходит на производство электроники. В автомобиле почти все электронные системы работают на полупроводниках. Эти чипы используются в блоке комфорта, в блоке управления двигателем, в блоках АБС, системах курсовых стабилизаций. То есть, в принципе, во всем.
«Дефицит очень сильно сказался на нас. Если раньше все автомобили, все модели и почти все комплектации были в наличии, то на сегодняшний день в наличии автомобилей фактически нет. В настоящее время многие автопроизводители не могут поставить тот объем, который они должны поставить по планам продаж. Это касается автомобилей VAG-группы, корейского производства и многих других марок. Нехватка автомобилей сегодня наблюдается в любом сегменте: если нет чипов, то их нет и в массовом, и в премиальном сегменте. Если на сегодняшний день срок поставки автомобилей составляет около 4 – 5 месяцев, в будущем он может увеличиться до 7 – 8 месяцев», - отметил он.
31 мая гендиректор американского производителя полупроводниковых элементов и устройств Intel Пэт Гелсинджер заявил, что для устранения глобального дефицита полупроводников может потребоваться несколько лет.
По его словам, тенденция работы и учебы из дома во время пандемии COVID-19 привела к «циклу взрывного роста сектора полупроводников», что повлекло к огромному давлению на мировой рынок и каналы поставок.
«Хотя отрасль сделала шаги по устранению краткосрочных ограничений, экосистеме может потребоваться несколько лет, чтобы решить проблему нехватки литейных мощностей, субстратов и компонентов», - сказал Гелсинджер.
Он ранее заявлял, что на устранение дефицита понадобится «несколько лет», и что компания планирует начать производство чипов в течение 6-9 месяцев для устранения дефицита на автомобильных заводах США.
Как видно из вышеуказанных фактов, заявление компании UzAuto Motors о глобальном дефиците микрочипов соответствует действительности.
Новости по теме
19:33 / 04.12.2024
«Мне сказали, что я сам вывез свою машину»: продолжение расследования аферы с выкупом автомобилей
09:53 / 29.11.2024
«Законом не предусмотрено истребование таможенными органами доверенности у водителей» - Таможенный комитет
17:51 / 28.11.2024
Бесхозная таможня и пропадающие автомобили – большое расследование Kun.uz
12:49 / 26.11.2024