Узбекистан | 20:21 / 28.12.2021
6614
11 минут чтения

Опасные льготы: кому выгодно освоение подземных ресурсов?

Тот факт, что частным компаниям были предоставлены беспрецедентные возможности для разработки подземных ресурсов, продолжает вызывать новые вопросы. Источник, близкий к правительству, на условиях анонимности раскрыл Kun.uz еще несколько «карт». Количество льгот снова увеличивается. От правительства до сих пор нет ответа.

Фото: LiveJournal

О чем речь?

С 2022 года Узбекистан снизит ставки налога на недропользование (начиная с золота и кончая газом). Однако ставки для НГМК, АГМК и «Узбекнефтегаза» останутся неизменными.

Сниженные ставки налога для недропользователей:

  • до 10% для нефти и природного газа (сейчас нефть - 20%, природный газ - 30%);
  • до 7 процентов для золота и меди (сейчас золото 10 %, медь 10 %);
  • до 2,7% для вольфрамового концентрата (сейчас 10,4%);
  • для урана ожидается снижение до 8 % (сейчас 10 %).

Очевидно, что частные компании получают невероятные льготы для разработки подземных ресурсов.

Новость о том, что эти льготы могут привести к легкой передаче подземных богатств компаниям, принадлежащим олигархам, вызвала обеспокоенность у общественности.

Министр финансов Тимур Ишметов объяснил, непредоставление таких льгот НГМК, АГМК и «Узбекнефтегазу» обеспечением стабильности бюджета.

Министр также пояснил, что крупные льготы для частных компаний «предназначены для привлечения инвестиций за счет снижения налоговых ставок и разработки месторождений с низким содержанием полезных ископаемых».

Кому выгодны двойные льготы?

Источник, близкий к правительству, на условиях анонимности сообщил Kun.uz, ​​что частным компаниям предоставляются не только налоговые льготы, но и субсидии из бюджета.

«Действительно, разработке месторождений с низким содержанием полезных ископаемых должно реально отдаваться предпочтение. Но во-первых, именно олигархам и иностранным инвесторам не дают низкодебитные месторождения, напротив, им выделяются самые перспективные.

Во-вторых, на разведку и разработку низкодебитных месторождений ежегодно выделяются субсидии, так в 2022 году будет распределена субсидия в размере 1 трлн сумов - тем же самым иностранным и олигархическим инвесторам, которые якобы разрабатывают низкодебитные месторождения.

Другими словами, олигархия имеет двойную выгоду под предлогом привлечения инвестиций и разработки месторождений с низким содержанием полезных ископаемых. И налоговые льготы, и субсидии», - сообщает источник.

И действительно, в бюджете на 2022 год предусмотрено выделение 1 трлн сумов на геологоразведочные работы. Но в открытых источниках не найти информации о том, кто получил низко- и высокодебитные месторождения. Возникает вопрос: куда пойдет триллион сумов на развитие низкодебитных месторождений?

Кому и как распределяются субсидии?

Kun.uz получил комментарий начальника управления Комитета геологии Азимжона Халикова о том, кому и с какой целью выделяются субсидии на геологоразведочные работы, отраженные в законе о госбюджете на 2022 год.

По его словам, субсидии будут в первую очередь направлены на удовлетворение внутренней потребности в сырье.

«На геологоразведочные работы из бюджета выделен 1 трлн сумов, из которых 53 млрд пойдут на закупку геологоразведочного оборудования. Геологоразведочные работы - это в основном добыча золота, серебра, урана, цинка, свинца, углеводородов и других полезных ископаемых. В 2022 году прошлогодние запасы будут выше, поэтому на геологоразведку тратится на 5 процентов больше средств.

Основная часть субсидий пойдет на обеспечение внутренней потребности с сырье для Навоийского горно-металлургического комбината «Навоиуран», АГМК, «Узбекнефтегаза». Для удовлетворения внутренней потребности. Далее, инвесторам будут предоставлены для развития новые, неосвоенные, далекие от инфраструктуры объекты», - сказал он.

Представитель комитета геологии также коснулся вопроса, кому будут предоставлены низкодебитные месторождения и какая часть субсидий будет потрачена туда.

«Когда идет геологоразведка, имеется значительный риск, определенная часть его приходится на низкодебитные месторождения. Не все месторождения являются крупными и не все расположены в экономически выгодных районах.

В большинстве случаев нет месторождений, где геологоразведка не оправдывает себя, но сырья добывается меньше в количественном отношении. Эти объекты считаются низкодебитными и по большей части, будут предложены иностранным инвесторам. Эти месторождения считаются объектами вне инфраструктуры республики.

На протяжении многих лет неразработанные месторождения предоставляются иностранным инвесторам на выгодных условиях из-за отсутствия технологий, недостаточной прибыльности и удаленности от инфраструктуры», - сказал он.

Сколько стоит разработка низкодебитных месторождений?

Представитель Госкомгеологии не уточнил, какая часть выделенной на геологоразведку субсидии в 1 трлн сумов будет потрачена на разработку низкодебитных месторождений.

«Сколько денег выделяется? Я не могу дать исчерпывающий ответ на этот вопрос. Небольшая часть, может быть, 10-20 процентов направляются ​​на низкодебитные месторождения», - сказал он.

Это еще не все: льготы на этом не заканчиваются

19 декабря депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса Дониёр Ганиев написал в Telegram-канале о принятии законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс».

Его статья обращает внимание на то, что льготы за использование недр расширяются.

«Также в бюджете и Указе Президента УП-6319 предусмотрено, что ставки налога на недропользование будут снижены только по 6 позициям (нефть, природный газ, золото, медь, вольфрам и уран). Однако, несмотря на то, что добыча и переработка полезных ископаемых является относительно прибыльным рынком с небольшим количеством игроков, в дополнение к указанным шести статьям налоговые ставки значительно снижаются для нескольких других полезных ископаемых», - написал депутат.

Дониёр Ганиев отметил, что для обсуждения не были представлены четкие расчеты или обоснования снижения ставки налога на другие виды полезных ископаемых.

По словам источника Kun.uz, ​​налоговые ставки на другие полезные ископаемые группируются и упрощаются. Например, ставки налога на источники энергии (нефть, природный газ и газовый конденсат) составляют 10 процентов, драгоценные металлы (золото, серебро, палладий, платина, осмий и другие драгоценные металлы) - 7 процентов, цветные металлы - 7 процентов, радиоактивные металлы - 8 процентов (вольфрам - 2,7 процента, редкоземельное сырье - 10 процентов, черные металлы - 4 процента (железо - 5 процентов), а горнодобывающая химия - 3,5 процента (йод - 4,8 процента, минеральные пигменты - 5,5 процента).

Кто больше всего выигрывает от льгот?

Согласно информации, основными иностранными компаниями, работающими в настоящее время в Узбекистане в этой сфере, являются:

  • Лукойл;
  • «Газпром Зарубежнефтегаз»;
  • Epsilon Development Company;
  • «Саноат энергетика гурухи» («Промышленная энергетическая группа»).

30 октября «Узбекнефтегаз» полностью вышел из состава учредителей Jizzakh Petroleum, которая переименовала себя в ООО ИП «Саноат энергетика гурухи».

Как оказалось, решение организации по этому поводу было принято в мае 2021 года, но обнародовано только теперь. Ранее «Узбекнефтегазу» принадлежало 49 процентов совместного предприятия.

Сообщается, что совместное предприятие Jizzakh Petroleum было создано в июне 2017 года «Узбекнефтегазом» и дочерней компанией Gazprom International, Gas Project Development Central Asia. Изначально узбекская сторона имела 60% акций, а российская - 40%. В 2019 году российская сторона заявила о намерении сократить долю Узбекистана в Jizzakh Petroleum.

В «Узбекнефтегазе» Kun.uz сообщили, что выход из числа акционеров Jizzakh Petroleum был связан с «неблагоприятными условиями».

Интересно, что отделение Jizzakh Petroleum от «Узбекнефтегаза» состоялось через 23 дня после принятия постановления о снижении налоговых ставок на добычу полезных ископаемых (07.10.2021).

Имеется информация, что данная компания, созданная в 2017 году, владеет почти 80% нефтяных месторождений Узбекистана. Возникает вопрос, кому принадлежали эти месторождения в прошлом?

В пресс-службе Минэнерго нам сообщили, что частная компания не имеет отношения к деятельности министерства. Они работают с нами на контрактной основе, но только сама компания несет ответственность за все, что говорит», - сказал представитель министерства.

К сожалению, на наш вопрос о том, какие компании, экспортируют природные богатства страны, в частности, нефть, газ, о месторождениях в составе этих компаний, объемах запасов, в пресс-службе Минэнерго заявили: «Компаний, добывающих нефть и газ - 13. Остальная информация является «конфиденциальной». Мы не можем рассказывать о деятельности компаний, это не в нашей компетенции. Об этом надо спрашивать у самих этих компаний».

Насколько конфиденциальной может быть информация о том, сколькими месторождениями владеет каждая частная компания, о количестве запасов, объемах продаж за границу? Ведь мы не говорим о чьей-то частной собственности, речь идет о природных ресурсах, которые являются собственностью народа. Кто выполняет функцию «государственного регулирования в сфере энергетики и четкого разграничения экономических функций хозяйственной деятельности», которая прописана на официальном сайте министерства?

Возвращаясь к льготам: почему эти льготы, предоставляемые частным компаниям, - тема, требующая серьезного внимания? Да потому, что нефть и газ, добываемые «Узбекнефтегазом» и акционерами, которые не получили налоговых льгот, не экспортируются за рубеж, а полностью поставляются народу Узбекистана.

Это вызывает опасения, что вышеупомянутые иностранные частные компании под видом «инвестиций» и с беспрецедентными налоговыми льготами могут завладеть богатством страны.

В результате данных налоговых льгот, разработка единицы месторождения может обойтись дороже для НГМК и АГМК, нежели для частных компаний. В результате, госкомпании выходят из игры, а рынок разработки недр станет еще меньше, и, в конце концов, может полностью отойти иностранному бизнесу.

Мадина Очилова,
перевод: Вадим Султанов.