«Бомба» внутри автомобиля. На что следует обратить внимание для безопасного использования газовых баллонов?
На днях взорвался газовый баллон припаркованного Cobalt в Бухаре, машину разнесло в клочья. Не секрет, что подобные инциденты для Узбекистана — не редкость. Почему же взрываются автомобильные газовые баллоны? Как защититься от этого? Об этом Kun.uz поговорил с экспертом.
За последние 10 лет количество автотранспортных средств в нашей стране увеличилось в несколько раз.
Общеизвестно, что граждане - владельцы большинства транспортных средств, в качестве топлива стали широко использовать сжатый природный газ, который является относительно дешевым и экологически чистым.
Соответственно и количество несчастных случаев, связанных с газовыми баллонами, увеличивается с каждым годом. Причина — в незнании требований и порядка использования газовых баллонов в автотранспортных средствах, а в ряде случаев и обычная халатность и безответственность.
Печально, что подобное отношение ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, а в некоторых случаях приводит к человеческим жертвам.
Мы поговорили с заведующим лабораторией пожарно-технической экспертизы Центра судебной экспертизы Якубжоном Рустемовым.
«В Республиканском центре судебной экспертизы имени Х.Сулеймановой функционирует лаборатория пожарно-технической экспертизы, и одной из задач, решаемых этой лабораторией, является установление причин пожаров, связанных с газовыми баллонами в автотранспортных средствах.
В ходе многочисленных исследований, проводимых нашей лабораторией, выявлены такие нарушения установленных требований и правил, как нарушение наполнения газовых баллонов на газозаправочных компрессорных станциях, нарушение плотности соединений газобаллонного оборудования, а также использование физически и морально устаревших газовых баллонов, техническая неисправность автомобиля и установленного на нем газового оборудования. Из-за этого на автотранспортных средствах происходят аварии.
Учитывая специфику природного газа, при использовании транспортных средств, оснащенных баллонами с природным газом, необходимо соблюдать все установленные правила их эксплуатации.
В частности, наши соотечественники, пользующиеся автотранспортом, должны обратить внимание на следующее:
Прежде всего, проверка технического состояния транспортных средств, оснащенных баллонами со сжатым природным газом, и поддержание их в исправном состоянии является основной гарантией безопасной эксплуатации автомобиля. ДТП, возникающие в результате неисправности транспортного средства, могут привести к таким трагическим ситуациям, как взрывы и возгорание газовых баллонов.
Срок службы газовых баллонов, установленных на автомобилях – один из главных критериев обеспечения их безопасной и надежной работы. Так, несмотря на то, что срок службы газовых баллонов определен как 15 лет или 15 000 заправок газом, в зависимости от условий их эксплуатации, этот срок может быть меньше.
Обычно каждый раз, когда мы заправляем газом наш автомобиль, газовый баллон под давлением закачанного в него газа незаметно для глаза расширяется, а затем при расходе газа вновь возвращает свою форму, таким образом проходят периодические циклы.
Периодический цикл газовых баллонов, установленных на транспортном средстве, означает, сколько раз в год следует заправлять газовый баллон. Этот показатель определяют производители, и закачка газа в больших количествах приводит к уменьшению срока службы баллона.
Если данный баллон имеет заводской брак либо из-за повреждения баллона в процессе эксплуатации возникла микротрещина, то его устойчивость к давлению снизится и приведет к взрыву (при норме 20мПа сопротивление из-за дефекта может оказаться на уровне 10мПа). Эти обстоятельства определяются при испытании газовых баллонов под высоким давлением (опрессовке).
Согласно техническим требованиям, все баллоны, установленные на автомобилях, должны быть испытаны высоким давлением (опрессовкой) в соответствии с установленными требованиями. Баллоны со сжатым природным газом (метан) - 1 раз в 3 года и баллоны со сжиженным газом (пропан) - 1 раз в 2 года. В противном случае это станет причиной аварии.
По установленным правилам максимальное рабочее давление для сжатого природного газа (СПГ) составляет 20 МПа, а максимальное рабочее давление для сжиженного нефтяного газа (СПГ) — 1,6 МПа. Поэтому заправляя газовые баллоны, установленные в автомобиле. необходимо контролировать, чтобы давление не превышало установленный предел, повышение давления может вызвать выход из строя газового баллона, появление микротрещин и как следствие взрыв.
Газовые баллоны должны устанавливать только специалисты, обладающие необходимыми знаниями и навыками. При установке газового оборудования должны быть стандартные предохранительные клапаны. Исследования показывают, что дешевые и самодельные предохранительные клапаны могут быстро выйти из строя.
В процессе эксплуатации баллоны не должны подвергаться постоянным механическим или химическим воздействиям или повреждаться вследствие трения при движении из-за нагрузки, которую несут транспортные средства.
При этом попадание воды на внешнюю поверхность баллона, его погружение в воду или попадание брызг воды в дорожных условиях, воздействие соли, способствующей таянию льда, прямые ультрафиолетовые солнечные лучи, агрессивные химические вещества (растворители, кислоты, удобрения), автомобильные жидкости, включая бензин, гидравлические жидкости, гликоль, а также разливы масла могут повредить баллоны. Поэтому автовладельцам необходимо избегать подобных ситуаций.
На основании вышеизложенного, для безопасной эксплуатации автомобилей, оснащенных баллонами со сжатым природным газом, рекомендуется следующее:
- проверка технического состояния транспортных средств, оснащенных баллонами со сжатым природным газом, и обеспечение их исправности;
- не использовать самодельные или непроверенные газовые баллоны;
- обеспечение исправности газоподающих устройств баллонов со сжатым природным газом;
- исключить заправку в газовый баллон больше стандартного количества газа;
- пользоваться услугами квалифицированных специалистов по установке газовых баллонов;
- не допускать трения установленных в автомобиле цилиндров о металлические ремни, кузов или другой металл;
- проводить испытания баллонов, установленных на автотранспортных средствах, под высоким давлением (опрессовку) в соответствии с установленными сроками. Баллоны со сжатым природным газом (метан) - 1 раз в 3 года и баллоны со сжиженным газом (пропан) - 1 раз в 2 года», — подчеркнул Якубжон Рустемов.
Новости по теме
19:33 / 04.12.2024
«Мне сказали, что я сам вывез свою машину»: продолжение расследования аферы с выкупом автомобилей
09:53 / 29.11.2024
«Законом не предусмотрено истребование таможенными органами доверенности у водителей» - Таможенный комитет
17:51 / 28.11.2024
Бесхозная таможня и пропадающие автомобили – большое расследование Kun.uz
12:49 / 26.11.2024