Предлагается разрешить управление мототранспортом (со скоростью не выше 50 км/ч) без получения прав
Агентство стратегических реформ при президенте представило предложения по совершенствованию системы управления транспортными средствами.
Сегодня, когда технологии в сфере транспорта стремительно развиваются и количество видов транспортных средств значительно увеличивается, вопросы, связанные с их управлением, остаются не до конца регламентированными. В результате, на практике можно управлять несколькими видами транспортных средств, имея одно удостоверение.
Это, в свою очередь, увеличивает риск несчастных случаев, поскольку позволяет неопытным или молодым людям управлять тяжёлыми и быстрыми транспортными средствами.
Например, хотя существует существенная разница в управлении маломощным скутером, квадроциклом и высокоскоростным мотоциклом (более 150 км/ч), 16-летний гражданин, получивший водительские права категории «А», имеет право управлять всеми этими транспортными средствами.
Известно, что в настоящее время, согласно действующему законодательству, существуют водительские удостоверения категорий «A», «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE».
Согласно проекту постановления президента «О мерах по совершенствованию системы управления транспортными средствами», разработанному Агентством стратегических реформ на основе Конвенции о дорожном движении (Узбекистан является членом Конвенции с 1995 года), при вождении, в зависимости от типа, массы и грузоподъемности транспортного средства, вводятся следующие подкатегории удостоверений:
«А1» — мототранспорт (объемом двигателя от 50 см³ до 125 см³), в том числе мопеды и скутеры с аналогичными характеристиками. Сертификат категории «А1» (мопеды и скутеры) выдается с 16 лет, а сертификат категории «А» (скоростные мотоциклы) — с 18 лет.
«В1» — трехколесные транспортные средства и квадроциклы;
«С1» — транспортные средства массой от 3500 кг до 7500 кг;
«D1» — пассажирские транспортные средства с числом мест более 8, но не более 16.
В результате введения этой категории водительских удостоверений упростится процесс обучения водителей, сократятся сроки и будут дифференцированы возрастные требования. Изучение зарубежного опыта показало, что водительские права малой категории введены в таких странах, как Казахстан, Россия и Вьетнам.
Известно, что мопеды и скутеры являются удобными средствами передвижения для доставки продукции населению. Они энергоэффективны и способны передвигаться даже в условиях дорожных пробок.
Сегодня наличие удобной и быстрой системы доставки в нашей стране является одной из основных причин, почему данная услуга стремительно развивается и увеличивается в объеме.
Для справки: в 2023 году объем рынка услуг в республике составил 470,3 трлн сумов, что увеличилось на 13,7% по сравнению с 2022 годом. На данный момент количество мототранспорта составляет около 50 тыс. Также в республике налажено производство мопедов и скутеров, их количество достигло 9300 штук в 2023 году.
Однако согласно постановлению от 11 мая 2023 года №ПП-153, управление мототранспортом без получения водительского удостоверения было разрешено до 1 января 2024 года. В настоящее время, в связи с истечением указанного срока, все водители мототранспорта обязаны получить водительское удостоверение.
Разработанный проект постановления предусматривает разрешение на управление мототранспортом (со скоростью не выше 50 км/ч) лицам, достигшим 16 лет, без получения водительского удостоверения.
Изученный в этом отношении зарубежный опыт показывает, что согласно вьетнамскому законодательству («Закон о дорожном движении») разрешается управлять мототранспортом с двигателем внутреннего сгорания объемом до 50 см³ без получения водительского удостоверения с 16 лет.
Кроме того, в настоящее время для поступления на экзамен на получение водительских прав категории «В» требуется предоставить документ о прохождении специальных курсов. Прохождение этих курсов занимает определенное время и влечет за собой дополнительные затраты.
Например, для получения водительских прав категории «В» специальные курсы обычно длительностью от 3 до 6 месяцев и стоят от 1,5 до 2 млн сумов.
Согласно зарубежному опыту, гражданам разрешается самостоятельно готовиться к экзаменам на получение водительских прав в США, Канаде, Японии, Южной Корее и Казахстане.
В разработанном проекте предусмотрено дать возможность претендентам самостоятельно подготовиться и сдать экзамен на получение водительских прав категорий «А», «А1», «В» и «В1».
Согласно этому положению, готовность претендента к управлению транспортным средством определяется путем сдачи экзамена, что позволяет сэкономить время и затраты, необходимые для прохождения специальных курсов.
Новости по теме
16:04 / 23.12.2024
Метро Ташкента в новогоднюю ночь впервые продолжит работать до 2:00
13:49 / 14.12.2024
Стоимость проезда за наличку на общественном транспорте в Ташкенте повысят
11:46 / 22.11.2024
Для метрополитена планируется приобрести 26 поездов до конца 2025 года
14:20 / 27.08.2024