Узбекистан | 15:59 / 07.10.2024
3656
5 минут чтения

Здоровье людей важнее: почему мир отказался от бензина АИ-80?

Еще как минимум три года Узбекистан будет оставаться в числе немногих стран, все еще использующих бензин АИ-80, вредный для окружающей среды и здоровья человека. Правительство отложило реализацию плана по поэтапному отказу от этой марки бензина с 2025 до 2028 года.

В Узбекистане с 2028 года будет прекращено использование видов автомобильного топлива ниже стандарта Евро-4, в частности бензина АИ-80. Это предусмотрено постановлением президента «О первоочередных мерах по борьбе с пыльными бурями и улучшению качества атмосферного воздуха».

Следует отметить, что в начале этого года правительство заявило о намерении отказаться от АИ-80 к 2025 году. Бухарский НПЗ также заявил, что прекратит производство этого вида бензина с 2025 года. Сейчас этот вопрос отложен до 2028 года. Чиновники объяснили это тем, что нужно время на модернизацию Бухарского нефтеперерабатывающего завода.

Бензин АИ-80 – топливо ниже стандарта Евро-4. Этот стандарт был введен в Европейском Союзе в 2005 году. В целом Европейский Союз разработал стандарты выбросов от Евро-1 до Евро-7 для легковых автомобилей, целью которых является ограничение выбросов токсичных газов автомобилями для поддержания чистоты атмосферы. Европейский Союз также в 2015 году ввел стандарт Евро-6, в ряде регионов запрещен въезд транспортных средств, не соответствующих этому стандарту, а на водителей, нарушающих правило, налагаются штрафы.

АИ-80 используется лишь в нескольких странах

Практически все автомобили, выпускаемые в мире, рассчитаны на работу на высокооктановом топливе. Низкооктановое топливо, такое как АИ-80, выделяет большое количество загрязняющих веществ, таких как окись углерода и несгоревшие углеводороды. Это вредит здоровью населения. А выбросы транспорта являются одним из факторов, ускоряющих изменение климата. По этой причине многие страны все больше ужесточают экологические нормы.

По мнению климатолога Эркина Абдулахатова, отсрочка запрета на бензин 80 навредит окружающей среде. На практике во всем мире бензин марки 80 считается бензином самого низкого качества, и страны признали это и исключили его из обращения.

«Кроме нас, только Афганистан использует этот вид бензина. Водители также знают, что 80-й бензин – это тот вид топлива, из-за которого двигатель быстрее выходит из строя. Он также выбрасывает в атмосферу большое количество мелкодисперсных частиц PM2,5. Исследованиями доказано, что лишь 20 % ресурса бензинового топлива преобразуется в энергию и служит для движения автомобиля, а 80 % выбрасывается в атмосферу в виде газов и частиц PM2,5.

Кроме того, науке известно, что некачественный бензин увеличивает риск болезни Альцгеймера. Это заболевание сопровождается потерей памяти, лекарство от него медицина пока не нашла. Ядовитые газы, выбрасываемые в атмосферу в результате интенсивного движения транспорта и сжигания некачественного бензина, могут стать причиной потери памяти», - говорит Абдулахатов.

По информации, предоставленной председателем исполкома Экопартии, экспертом Абдушукуром Джумаевым, в среднем по Ташкенту в течение дня передвигается 700 тысяч автомобилей. На это требуется 3,5 тыс. тонн топливных ресурсов. «После того, как эти 3500 тонн топлива будут израсходованы, в атмосферу выбрасывается 700 тонн яда», - говорит он.

«Некачественный бензин – одна из причин рака»

По мнению руководителя общественного объединения «Эколог» Наргис Косимовой, отказ от бензина АИ-80 может предотвратить рост онкологических заболеваний среди населения.

«Генеральный секретарь Ассоциации онкологов Узбекистана Яхья Зиеев говорил: отказ от некачественного топлива может существенно улучшить онкологическую ситуацию в Узбекистане. Эксперт также обосновал свои слова, отметив, что рак легких снизился за десятилетие, когда в Узбекистане были запрещены АИ-72 и АИ-76. Все развитые страны уже отказались от этой марки бензина», - говорит Наргис Косимова.

По подсчетам Минэкологии, 60-65 % частиц PM2,5 в воздухе города Ташкента вызваны топливом более низкого качества, чем Евро-4, то есть автомобилями, работающими преимущественно на бензине АИ-80. Об этом министр Азиз Абдухакимов заявил в своем выступлении в парламенте в январе этого года. По его словам, 15-20 % загрязнения воздуха в столице вызвано окружающими пустынными зонами, а еще 20 % вызвано сжиганием угля, мазута и промышленных предприятий.

По расчетам Минэкологии, суммарный ущерб от большинства источников загрязнения воздуха не может сравниться с воздействием одного фактора использования бензина АИ-80.

Подготовила Мадина Очилова.

Новости по теме