Авторынок Узбекистана: новые модели и старые подходы
С начала года одно за другим был создан ряд препятствий для ввоза электромобилей. Это происходит на фоне официального выхода гиганта BYD на рынок Узбекистана. Запрет на ввоз автомобилей в коммерческих целях физическими лицами, увеличение стоимости сертификации и введение электромагнитной проверки существенно увеличили цены на электромобили на внутреннем рынке.
Чтобы избежать потенциальных экологических проблем, многие развитые страны постепенно отказываются от использования автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в пользу электромобилей.
В этом плане неплохая тенденция наблюдается и в Узбекистане. Это произошло в том числе за счет удешевления импорта электромобилей из-за границы. В частности, с 1 января 2019 года была отменена оплата пошлины на ввоз электромобилей в Узбекистан, а к июлю того же года был снят и акциз.
До 2024 года ввоз электромобилей осуществлялся в следующем порядке:
- НДС – 12 процентов от таможенной стоимости автомобиля;
- утилизационный сбор - если срок производства электромобиля не превышает 3 лет, то - в 30-кратном размере БРВ (11 миллионов 250 тысяч сумов), если более 3 лет - в 90-кратном размере БРВ (33 миллиона 750 тысяч сумов;
- сбор за таможенное оформление составляет от 1 до 3,5 БРВ в зависимости от стоимости электромобиля (от 375 000 до 1 312 000 сумов).
Шаги, предпринятые для ограничения частного импорта
Узбекистан предпринимает позитивные шаги для того, чтобы стать членом Всемирной торговой организации. Вероятно, в связи с этим не были усилены тарифные ограничения на ввоз электромобилей. Однако с этого года принят ряд постановлений, направленных на ограничение ввоза электромобилей, ввозимых индивидуально или частными предпринимателями с различными нетарифными барьерами.
Два года назад «Узавтосаноат» подписала соглашение с китайской компанией BYD о налаживании производства электромобилей в Узбекистане. В результате соглашения в первой половине 2024 года завод BYD в Джизаке заработал. «Узавтосаноат» владеет 60 % предприятия, а BYD — 40 %. Электро- и гибридные автомобили собираются на заводе методом крупноузловой сборки (SKD).
Сотрудничество «Узавтосаноат» с такими мировыми брендами, как Daewoo, Chevrolet, Man, Isuzu, закончилось полным отгораживанием внутреннего рынка от зарубежной конкуренции и лишением потребителей возможности выбора. И на этот раз развитие событий, похоже, продолжится в том же направлении.
С 1 января 2023 года было отменено требование продавать импортные автомобили только через официального дилера производителя, и это стало важным шагом в улучшении конкурентной среды на авторынке. Но в конце этого года появились сообщения о том, что прежний порядок может быть вновь возрожден. Основанием для этого послужил проект решения правительства, размещенный на портале project.gov.uz для межведомственного согласования. Неизвестно, было принято это постановление или нет, но в апреле около десяти руководителей автосалонов пожаловались в соцсетях на сложность ввоза автомобилей под хэштегами #erkinraqobat и #erkinraqobattarafdarimiz.
Накануне этих событий, как это ни странно, компания BYD обратилась к правительству Узбекистана с просьбой ограничить «нерегулярный импорт» своих электромобилей в Узбекистан. Компания объяснила это тем, что ввозимые в Узбекистан автомобили не адаптированы к местным климатическим и дорожным условиям и не имеют официальной гарантии. Ряду госорганов было поручено разработать предложения на этот счет.
В конце июля генеральный директор завода ADM Jizzakh Дониер Давлетияров предложил вернуть таможенные пошлины на ввоз электромобилей в Узбекистан. Он заявил, что внутренний рынок «перенасыщен и перегрет», поэтому необходимо регулировать ввоз автомобилей, ввозимых физическими лицами. Глава Торгово-промышленной палаты Даврон Вахобов также выразил «100-процентную» поддержку вышеуказанному предложению.
С 1 ноября импортные автомобили начали проходить технические испытания не на таможенной территории, а на полигоне в Пскенте. Также теперь введена проверка на электромагнитную совместимость для автомобилей, ввозимых физическими лицами или частными предпринимателями. Стоимость техосмотра для бензиновых автомобилей составляет 9 миллионов сумов, для электромобилей – 6,3 миллиона сумов. Это вызывает дополнительные расходы и мытарства граждан, привезших автомобиль из-за границы.
Отечественный BYD дороже импортного
В июне директор завода BYD в Джизаке Шафкатбек Алимов заявил, что BYD, произведенные в Узбекистане, будут дешевле, чем BYD, импортированные из-за границы. Разумеется, Алимов говорил о будущем и не уточнил конкретных дат. Но очевидно, что для этого либо импортные модели должны стать намного дороже, либо цена на местную продукцию должна быть резко снижена. На практике развитие событий идет согласно первому ожиданию.
В частности, цена моделей Chazor и Song Plus Champion, собранных на заводе BYD в Узбекистане, остается выше цены тех же моделей, привезенных частными предпринимателями из Китая, на несколько десятков миллионов сумов. Разница со временем сократилась, но это сокращение происходит только за счет роста стоимости импортных моделей из-за новых барьеров.
Стоит отметить, что в цену автомобиля, предлагаемого частными предпринимателями, входят ввоз автомобиля из Китая, НДС, утилизация, сертификация и таможенные сборы. BYD получила привилегию ввоза автомобилей без уплаты таможенной пошлины и утилизационного сбора за организацию производства. В результате за первые 6 месяцев 2024 года BYD Uzbekistan Factory получила таможенные льготы на сумму 274 млрд сумов. Короче говоря, на местном рынке электромобили, завезенные без уплаты утилизационного и других сборов, продаются дороже, чем электромобили, импортированные без таких льгот.
Покупателю нужна здоровая конкуренция
Конкуренция повышает эффективность производителей и всей экономической цепочки, снижает цены и создает больший выбор для потребителей. Конкуренция со стороны частных импортеров вынудила даже местного монополиста UzAuto Motors предлагать скидки на автомобили среднего ценового сегмента. Так, компания предлагает такие модели, как Onix и Trаcker, с возможностью оплаты в рассрочку. Это можно назвать беспрецедентным событием в истории Узбекистана.
Международная аудиторская компания KPMG Uzbekistan в своем недавнем отчете отметила, что при ввозе в Узбекистан иномарок, в зависимости от объема двигателя, общая сумма таможенных сборов может достигать 70 и более процентов от их стоимости.
Компания назвала сложные требования сертификации и проблемы с топливом препятствиями на пути развития рынка. И настораживает то, что круг препятствий становится все шире и шире.
Достон Ахроров
Новости по теме
11:31 / 21.12.2024
В Ташкенте приказано демонтировать станции зарядки электромобилей
09:21 / 18.12.2024
В Министерстве энергетики заявили, что не давали указаний отключать зарядные станции электромобилей от сети
18:50 / 17.12.2024
Uzbekistan Airways и Silk Avia включены в список монополистов
12:10 / 13.12.2024