Узбекистан | 17:56 / 13.01.2025
1524
7 минут чтения

В Ташкенте отказались от оплаты наличными в автобусах — решены ли проблемы?

С 1 января 2025 года в автобусах Ташкента больше не принимают наличные деньги для оплаты проезда. Теперь оплата осуществляется через транспортные и банковские карты, а также разовые QR-билеты. Однако, насколько успешно проходит адаптация к новому порядку? На этот вопрос попытались ответить корреспонденты Kun.uz, проведя опрос на улицах столицы.

Большинство опрошенных пассажиров сообщили, что оплачивают проезд банковскими картами. Тем не менее, сложности с переходом на безналичную оплату чаще всего наблюдаются у школьников и пожилых людей. Основные причины — отсутствие пластиковых карт, незнание использования мобильных приложений, а также нехватка инфокиосков на всех остановках.

Ситуация с инфокиосками

«Конкретные сроки завершения оснащения всех автобусных остановок города инфокиосками пока не определены. Работа продолжается в постоянном режиме. В настоящее время инфокиоски устанавливаются в радиусе до 300 метров от автобусных остановок. Например, если вы не находите устройство рядом с остановкой, оно может быть расположено на расстоянии 50–100 метров слева или справа от неё», — пояснил пресс-секретарь Инспекции транспортного контроля Фирдавс Хайриддинов.

На сегодняшний день в Ташкенте насчитывается 2600 автобусных остановок, возле которых функционирует более 5000 инфокиосков. Учитывая, что система новая, ведётся анализ потребностей, и на более загруженных остановках планируется устанавливать по 2–3 устройства.

Преимущества и проблемы

Отказ от наличных платежей способствует полной и прозрачной консолидации денежных средств, поступающих от пассажирских перевозок. Это также помогает сократить время остановок автобусов на маршруте, обеспечивая их своевременное прибытие из пункта А в пункт Б. Однако реализация новой системы выявила ряд проблем:

 - Недостаточное количество инфокиосков на всех остановках.

 - Сложности с оплатой через устройства. Например, для покупки билета через Paynet-киоск необходимо использовать одну купюру номиналом 2000 сумов и одну купюру в 1000 сумов, либо три купюры по 1000 сумов. А Центральный банк с 2022 года прекратил выпуск банкнот номиналом 1000 сумов, заменив их монетами. Но монеты банкоматы и инфокиоски не принимают, что создаёт неудобства для пассажиров.

Такие недостатки требуют оперативного решения для обеспечения комфортного и эффективного использования новой системы.

Кроме того, при внесении крупной суммы в банкомат сдача не возвращается пользователю наличными, а зачисляются на указанный номер телефона. Это создаёт дополнительные неудобства для пассажиров, покупающих QR-билеты. Также билеты, приобретённые через инфокиоски, являются одноразовыми и быстро мнутся, рвутся и т.п.

Пассажиры также сталкиваются с ситуациями, когда в инфокиосках заканчивается бумага для чеков, что также создаёт трудности при покупке QR-билетов.

Что говорят представители транспортного контроля?

«Устранить проблему отсутствия бумаги в инфокиоске дистанционно невозможно. В таких случаях пассажирам рекомендуется обращаться по указанным возле устройства телефонным номерам. Учитывая возросший спрос на одноразовые билеты, ответственным лицам даны указания чаще пополнять инфокиоски бумагой. Если ранее бумагу загружали раз в два дня, то теперь это делается каждые 3–5 часов. В случаях, когда бумага закончилась, пассажиры могут сфотографировать чек и использовать его для сканирования в автобусе», — пояснил пресс-секретарь Инспекции транспортного контроля Фирдавс Хайриддинов.

Что говорят водители автобусов?

По словам водителей, от пассажиров без одноразового билета наличные деньги не принимаются. Если пассажир не имеет транспортной или банковской карты, мобильного приложения или QR-билета, он может быть доставлен до места назначения с предупреждением:

«По сравнению с 1 января большинство людей уже привыкли к новой системе. Но, всё же ежедневно 20–30 пассажиров заходят в автобус без билета. Некоторые из них сталкиваются с нехваткой средств на карте для оплаты проезда. В таких случаях мы доставляем их до нужного места с просьбой оплатить долг в следующий раз. Никакие наличные деньги за проезд не принимаются», — говорит один из водителей.

Другой водитель отметил, что контролировать оплату картами в средней и задней части салона сложно. Это связано с тем, что при оплате через мобильное приложение на экране появляется QR-билет, а одноразовый билет выдаётся в виде бумажного чека. Однако при оплате картой пассажир не получает никакого подтверждения об оплате, что затрудняет проверку.

Проблемы требуют решений

Система отказа от наличных платежей остаётся полезной и прозрачной, но всё ещё требует доработок для устранения неудобств, связанных с использованием инфокиосков, одноразовых билетов и контроля за оплатой в салонах автобусов.

«Когда пластиковая карта, мобильное приложение или QR-билет проходят через сканер, устройство издаёт однократный звуковой сигнал. Если оплата не произведена, раздаётся двойной сигнал. Мы контролируем процесс оплаты с помощью этих звуков, однако следить за ситуацией в средней и задней частях салона невозможно», — пояснил водитель автобуса.

Пресс-секретарь Инспекции транспортного контроля добавил, что все автобусы «Тошшаҳартрансхизмат» оборудованы камерами, а сотрудники контрольной службы мониторят процесс оплаты. По его словам, культура оплаты среди населения достаточно высока, и случаи проезда без оплаты встречаются крайне редко.

«В настоящее время, из-за отказа от наличных платежей, пассажиры, желающие оплатить проезд наличными, просто высаживаются на остановках. Сказать точно, сколько это будет продолжаться, сложно. Но как только жители полностью оценят удобство электронных платежей, попытки оплатить проезд наличными постепенно исчезнут», — отметил пресс-секретарь Фирдавс Хайриддинов.

Согласно статье 144 Кодекса об административной ответственности Республики Узбекистан, проезд в троллейбусе, трамвае или автобусе, курсирующем по городу и его окрестностям, без билета наказывается штрафом в размере одной десятой базовой расчётной величины (БРВ). Таким образом, за безбилетный проезд в автобусе пассажиру может быть назначен штраф в размере 37,5 тыс. сумов.

Напомним, что билет, приобретённый через инфокиоски, стоит 3 тыс. сумов, а при оплате в электронном виде — 1 700 сумов. Кроме того, использование нескольких автобусов в течение одного часа обходится дешевле: за первый проезд — 1 700 сумов, за второй — 700 сумов, а за третий — бесплатно.

Диёрахон Набижонова, Kun.uz

Новости по теме