Узбекистан | 20:00 / 04.10.2016
4200
13 минут чтения

На основе важнейших демократических принципов и стандартов

В декабре нынешнего года в соответствии со статьями 96, 117 Конституции Республики Узбекистан, а также Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» в нашей стране состоятся выборы главы государства. В связи с этим поэтапно реализуется утвержденная Центральной избирательной комиссией Программа основных мероприятий по подготовке и проведению этих выборов.

Строительство демократического правового государства, открытого гражданского общества непосредственно связано с реализацией конституционных принципов народовластия, обеспечения необходимых условий для организации и проведения демократических выборов. 
Институт выборов в условиях становления демократического правового государства является реальным механизмом осуществления народовластия. Данное обстоятельство подтверждается и положениями Всеобщей декларации прав человека. Так, в статье 21 этого важнейшего международного документа подчеркивается, что «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования». Аналогичные нормы содержатся также в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 года. 
Выборы являются важнейшим институтом современной демократии, одной из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе, управлении делами общества и государства, в том числе посредством формирования представительных органов власти. Свободные выборы – это не только способ формирования власти, но одновременно и проявление ее ответственности перед народом.
Результаты выборов дают объективную оценку степени влияния политических партий, показывают настроение избирателей, тенденции политической жизни в стране. Регулярное проведение свободных и честных выборов – один из наиболее ярких показателей демократичности существующего в стране политического строя. 
Престиж государства на мировой арене во многом зависит от открытости и демократичности действующей в нем избирательной системы. Вот почему законодательство о выборах и его совершенствование необходимо рассматривать как важнейшую составную часть осуществляемых в Узбекистане демократических реформ. 
В нашей стране за годы независимости созданы правовые гарантии подготовки и проведения выборов на высоком демократическом уровне в целях реализации конституционных прав граждан избирать и быть избранными. Предстоящие выборы Президента ¬Узбекистана будут проходить в полном соответствии с требованиями законодательства, в условиях углубления процессов реформирования и демократизации общества, модернизации страны, возросшей политической, общественной активности, гражданской ответственности людей, а также их требовательности в оценке хода общественно-политических, социально-экономических реформ, деятельности политических партий, других институтов гражданского общества. 
Следует отметить, что избирательное законодательство Узбекистана отвечает международным избирательным стандартам и развивается на основе взаимообогащения и дальнейшей гармонизации с ними.
Базой демократической системы избирательного законодательства страны является Конституция Республики Узбекистан. Согласно статье 7 Основного Закона народ – единственный источник государственной власти. Демократические принципы выборного процесса закреплены в законах «О выборах Президента Республики Узбекистан», 
«О гарантиях избирательных прав граждан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» и других актах законодательства.
В них отражены все основные стандарты осуществления демократических выборов – их всеобщность, равные избирательные права, прямое и тайное голосование, добровольное участие в выборах, гласность проведения. 
К основным принципам, закрепленным в международных документах, относится всеобщее избирательное право. Конституция и избирательное законодательство Узбекистана рассматривают этот принцип как один из основополагающих. Так, статья 1 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан» гласит, что выборы Президента Республики Узбекистан осуществляются гражданами Республики Узбекистан на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Избирательным правом обладают граждане Узбекистана, достигшие 18-летнего возраста, каждый из них имеет один голос, и в список избирателей включаются все граждане, постоянно или временно проживающие на территории соответствующего избирательного участка. В статье 6 Закона 
«О гарантиях избирательных прав граждан» гарантируется право непосредственного участия избирателей в выборах Президента, независимо от того, где они находятся.
Вместе с тем всеобщее избирательное право не означает, что участие граждан в выборах абсолютно не ограничено никакими юридическими рамками. В Узбекистане, как и во всех других демократических странах, законодательство по выборам главы государства содержит ряд изби¬рательных цензов, которые – это важно подчеркнуть – не имеют дискриминационной ¬направленности. Так, статья 90 Конституции предусматривает, что Президентом Республики ¬Узбекистан может быть избран гражданин Республики Узбекистан не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее 10 лет непосредственно перед выборами.
Законодательно закреплено, что не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом не¬дееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В других случаях не допускается прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан.
Согласно принципу равного избирательного права все участвуют в выборах на равных условиях, и каждый гражданин Республики Узбекистан имеет один голос. Женщины и мужчины имеют равные избирательные права, военнослужащие используют избирательные права наравне с другими гражданами. На выборах никто не имеет преимуществ исходя из происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, образования, отношения к религии, рода и характера занятий. 
Прямое избирательное право означает, что избиратели участвуют в выборах напрямую, выражают свое волеизъявление непосредственно. В ходе голосования избиратели делают свой выбор исходя из собственных взглядов и мнений. При этом, если во время выборов гражданин находится за рубежом, он может проголосовать, придя на избирательный участок, который образуется при дипломатическом представительстве Республики -Узбекистан. Кроме того, в избирательном законодательстве Узбекистана предусмотрены нормы о досрочном голосовании. В случаях, когда избиратель по болезни и другим объективным причинам не может прийти на избирательный участок, участковая избирательная комиссия обеспечивает голосование по месту пребывания избирателя.
Принцип добровольного участия в выборах означает участие в них граждан по своему желанию, без какого-либо принуждения. Не допускается внешнее воздействие и контроль за волеизъявлением избирателей. 
В Узбекистане избиратель сам решает вопрос о целесообразности и необходимости голосования. Исключается какая-либо обязательность при реализации гражданином его избирательного права. В отличие от нашей страны в ряде государств участие в голосовании на выборах рассматривается в качестве обязанности граждан, и за уклонение от голосования предусмотрена возможность привлечения к ответственности не только в виде морального осуждения, штрафа, но даже лишения свободы. 
Право тайного голосования в нашей стране гарантируется законом, и он исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений. Законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из главных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании и голосовании в месте пребывания избирателя. 
Голосование проводится в специально отведенном для этого помещении, где для тайного голосования устанавливаются избирательные ящики и оборудуются кабины, в которых каждый избиратель самостоятельно делает отметки в избирательном бюллетене. Во время тайного голосования не разрешается входить в кабину и оказывать воздействие на избирателя. 
Еще один фактор обеспечения свободного волеизъявления избирателей во время выборов – это недопущение агитации в день выборов и за день до начала голосования.
В соответствии с Законом «О гарантиях избирательных прав граждан» избиратели имеют право агитации «за» или «против» выдвинутых кандидатов в Президенты Республики Узбекистан. Для проведения предвыборных встреч органы государственной власти обязаны предоставлять оборудованные помещения, необходимые справочные и информационные материалы. О времени и месте проведения собраний и встреч избиратели оповещаются заблаговременно.
Принцип гласности выборов предусматривает освещение избирательной кампании в средствах массовой информации. Вся избирательная кампания проводится на основе широкой гласности. Гласность означает, что вся деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет голосов, установление итогов голосования и определение результатов выборов, осуществляется открыто. 
Каждый избиратель имеет право в ходе избирательного процесса искать, получать и распространять информацию, касающуюся образования избирательных округов и участков, состава избирательных комиссий, местонахождения и времени их работы, итогов ¬регистрации кандидатов в Президенты, голосования и выборов. В статье 5 Закона 
«О выборах Президента Республики Узбекистан» определено, что избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, всех этапах избирательной кампании, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах в Президенты. Кроме того, законодательно закреплено, что информация об образовании избирательных округов и участков, составе избирательных комиссий, а также об итогах регистрации кандидатов, голосования и выборов публикуется в печати.
Наряду со СМИ гласность избирательной кампании обеспечивается институтом наблюдателей – как местных, так и иностранных. На это нацелены предписания закона о том, что во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов имеют право участвовать наблюдатели от политических партий, выдвинувших кандидатов в Президенты, представители средств массовой информации, наблюдатели от других государств, международных организаций и движений. 
Одним из международных стандартов в области избирательных прав граждан является принцип справедливых выборов, который подразумевает законодательное определение периодичности выборов, предоставление кандидатам равных возможностей для ведения предвыборной кампании, состязательность, гласность и открытость выборов, право на присутствие наблюдателей и независимую судебную оценку на всех стадиях избирательного процесса. 
Реализация права на независимую судебную процедуру обеспечивается рядом правовых организационных мер, направленных на эффективную защиту процесса выборов от необъективности, мошенничества и фальсификаций. Избирательное законодательство Узбекистана предусматривает возможность обжалования нарушений избирательных прав, а также юридическую ответственность субъектов избирательного процесса за нарушение законодательства о выборах. Таким образом, система национального избирательного законодательства гарантирует целостное воплощение права свободного выбора гражданам Республики Узбекистан.
Как известно, эффективность демократической политической системы зависит от зрелости гражданского общества, в котором институт многопартийности выполняет роль посредника между гражданами и государством. К предстоящим выборам главы государства Узбекистан подходит с основанным на демократических принципах избирательным законодательством, определяющим многопартийность как политический стандарт гражданского общества, и в избирательной кампании по выборам Президента принимают участие все зарегистрированные в стране политические партии. 
Следует подчеркнуть, что предстоящие выборы Президента Республики Узбекистан касаются каждого гражданина страны, и ни один из них не может оставаться равнодушным к этому важнейшему общественно-политическому событию. Участвуя в выборах и выразив свое волеизъявление, избиратели смогут обеспечить поступательное продвижение Узбекистана по пути дальнейшего укрепления правового демократического государства и развития гражданского общества.

Мирзатилло ТИЛЛАБАЕВ,
кандидат юридических наук.
 

Новости по теме