Общество | 14:47 / 18.06.2018
6387
5 минут чтения

Пенсионная система Узбекистана: Нам необходимо движение к балансу

Фото: KUN.UZ

В целях совершенствования системы пенсионного обеспечения граждан, повышения уровня обеспеченности пенсионеров, а также достижения сбалансированной пенсионной системы, внебюджетным Пенсионным фондом при Министерстве финансов Республики Узбекистан разработан проект Концепции по реформированию системы государственного пенсионного обеспечения граждан. По инициативе внебюджетного Пенсионного фонда для обсуждения проекта Концепции 25 мая текущего года был организован семинар при участии  ответственных учреждений. Учитывая социальную значимость предлагаемых реформ, участниками семинара, в том числе экспертами международных финансовых институтов, были высказаны мнения о поэтапном внедрении нововведений. KUN.UZ   анализирует причины  модернизации.

Система сегодня. Система пенсионного обеспечения  сегодня  охватывает более 3,3 миллиона граждан, это примерно  10 процентов населения страны. Пенсии по возрасту получают 2,502 миллиона человек,  выплаты по инвалидности, потери кормильца и социальные пособия  получают - 822,9  тысячи человек. При этом существует риск  дисбаланса  доходов и расходов Пенсионного фонда, что естественно повлияет  на финансирование  выплат.

Нагрузка по выплатам. В последние годы, в Узбекистане  увеличивается нагрузка  по пенсионным выплатам на часть населения, которая  экономически активна. Это люди, которые беспрерывно и длительное время принимают участие в социальном страховании, т.е. осуществляют обязательные платежи в Пенсионный фонд ( имеют трудовую книжку и постоянную работу), это примерно 40 процентов  от  трудоспособного населения страны, остальная часть - 60 процентов  не охвачена  государственным страхованием и не вносит платежи. Налицо естественный дисбаланс.

Пенсионный возраст. Это один из основных показателей  пенсионного обеспечения. Средний  пенсионный возраст в Узбекистане  составляет 57,5 лет ( 55- для женщин и 60- для мужчин), в то время как мировой  показатель среднего пенсионного возраста составляет 62 года. Узбекистан имеет самый низкий показатель в СНГ и в мире. Поэтому было предложено повышать  возрастной показатель  каждый год на 6 месяцев, начиная с 2022 года, с доведением его до 58 лет для женщин и 63 лет для мужчин. Это процесс  поэтапного  повышения  пенсионного возраста до среднемирового уровня.

Трудовой стаж. Ослаблена связь между  размером пенсии и трудовым вкладом работника. Лицу,  имеющему  не менее 7 лет  стажа работы, и вносившему  минимальный вклад  в систему Пенсионного фонда  назначается пенсия. В то же время, согласно Конвенции «О минимальных нормах социального обеспечения», минимальный стаж должен составлять 15 лет. В странах СНГ этот уровень доведен до 10-15 лет.  В Узбекистане увеличение необходимого минимума трудового стажа предложено довести, на первом этапе, до 10 лет, увеличивая на год, начиная с 2019 года .

Социальная справедливость.  Действующая система не полностью отвечает принципам социальной справедливости, уравнительная, не стимулирует граждан к беспрерывному участию в системе социального страхования, не обеспечивает максимально благоприятные условия для социальной защиты граждан. Учитывая это,  в Концепцию включены такие аспекты, которые направлены на восстановление социальной справедливости, такие как, выплата работающим пенсионерам пенсий в полном размере( 100 процентов), увеличение среднемесячных размеров зарплаты,  принимаемых для исчисления базовых размеров пенсии с 8-кратного до 12- кратного размера минимальной зарплаты. Также  в нормах закона должны учитываться механизмы, стимулирующие активное участие граждан в системе социального страхования, при котором размеры пенсий граждан будут зависеть от продолжительности трудового стажа, размера заработной платы и страхового взноса.

Пенсионная  система  требует  переосмысления и нового взгляда на дальнейшее  её развитие. Поэтому реформа  системы государственного пенсионного обеспечения граждан в Узбекистане - это необходимый этап, который скорректирует  правовую, экономическую и социальную линию  и даст  необходимый  импульс  движения к  балансу. Конечно, у многих  читателей  может возникнуть вопрос: «А как же человеческий фактор?». Сразу на этот вопрос мы ответа не получим. Все «за» и «против» будут явно видны только при работе новой Концепции. Об этом  в следующих материалах по теме. Следите за новостной лентой KUN.UZ.

Новости по теме