Эксперт предсказал появление в Узбекистане монополии хуже, чем GM Uzbekistan
В Узбекистане зарождается еще одна монополия, на этот раз еще хуже, чем GM Uzbekistan, считает доктор экономических наук, профессор Университета мировой экономики и дипломатии Нишанбай Сиражиддинов.
«Судя по всему, нас ждет еще один «сюрприз». АК «Узэлтехсаноат» не только хочет усиления протекционизма, получить такие же льготы и стать монополистом», – написал на своей странице в Facebook экономист.
Речь, скорее всего, идет о недавнем проекте постановления правительства, который ужесточает правила беспошлинного ввоза продукции для физических лиц.
Сейчас установлено, что граждане вправе бесплатно завозить в Узбекистан:
• через автодорожные (пешеходные) пункты пропуска – по одному наименованию бытовой техники и комплекту столовой посуды на общую сумму до 300 долларов с интервалом в 1 месяц;
• через железнодорожные и речные пункты пропуска – по одному наименованию бытовой техники и комплекту столовой посуды на общую сумму до 1 тыс. долларов с интервалом в 1 месяц.
Этот временной интервал планируют увеличить до 6 месяцев. В результате, граждане смогут свободно завозить эти товары значительно реже.
По мнению ученого, «Узэлтехсаноат» наглее автопрома, предлагая направить средства, полученные от уплаты таможенных пошлин и акцизов при импорте готовой электротехнической продукции в размере 60% от общего объема в Фонд развития электротехнической промышленности. «Согласитесь, что до такой наглости даже наш «любимый» «Узавтосаноат» не догадался», – отмечает Сиражиддинов.
«Но главный вопрос: выдержат ли наша экономика и потребители очередного подобного монополиста, создающего отрицательную добавленную стоимость? И нужно ли такое производство нашему населению? Если да, то зачем?», – пишет он.
В качестве наглядности эксперт приводит пример неэффективной работы GM Uzbekistan, которая в 2017 году выпустила 135,5 тыс. автомобилей. Расчеты приводятся с учетом средней заработной платы в отрасли в эквиваленте 300 долларов (фонд оплаты труда в компании составляет в эквиваленте около 100 млн долларов).
«Предположим, мы не производим, а импортируем автомобили ежегодно в объеме 120 тыс. штук по средней цене 8000 долларов. При свободной торговле, т.е. отсутствии импортных тарифов и акцизов на импорт автомобилей, поступления в государственный бюджет только от НДС от импорта легковых автомобилей составили бы 192 млн долларов. Импорт других автомобилей, кроме легковых, еще больше увеличил бы эту сумму», – сказал Сиражиддинов.
«Теперь предположим, что вводим тариф на импорт легковых автомобилей по ставке 20%, в результате чего объем их импорта сократится с 120 тыс. до 100 тыс. автомобилей в год. В таком случае сумма поступления в государственный бюджет от импортного тарифа и НДС только от легковых автомобилей возрастет до 352 млн долларов», – добавляет он.
В итоге ученый приходит в выводу: наш доход был бы больше по крайней мере на 252 млн долларов, а с учетом производства других автомобилей, кроме легковых, еще на большую величину, если бы мы просто из государственного бюджета компенсировали заработную плату всем работникам АК «Узавтосаноат» в полном объеме за то, что они не производили эти автомобили.
Новости по теме
18:50 / 17.12.2024
Uzbekistan Airways и Silk Avia включены в список монополистов
09:37 / 20.11.2024
Bloomberg: Минюст США потребует от Google продать Chrome
20:32 / 14.11.2024
Авторынок Узбекистана: новые модели и старые подходы
14:43 / 26.10.2024