Директор Бюро принудительного исполнения: пора отказаться от старых привычек
С июня 2017 по сентябрь 2018 года Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре по исполнительным документам обеспечено взыскание задолженности в размере 21 триллиона 92 миллиардов сумов, что на 6 триллионов 683 миллиарда сумов больше предыдущего аналогичного периода.
Также за коммунальные услуги сотрудниками бюро взыскано с потребителей 29,5 триллиона сумов, в том числе за потребление электроэнергии — 15,4 триллиона сумов, природного газа — 13,2 триллиона сумов, воды — 834,6 миллиарда сумов.
Корреспондент газеты «Народное слово» побеседовала с директором Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Ботиром Кудратходжаевым.
- С чего бюро начало свою работу?
- В первую очередь мы изучили состояние платежной дисциплины населения. Проведен анализ потребления энергоресурсов. Исходя из полученных данных разработаны меры по своевременному осуществлению расчетов, полному взысканию задолженности за поставляемое электричество и природный газ, пресечению и предупреждению хищения, незаконного подключения к электрическим, газотранспортным и газораспределительным сетям.
Наряду с этим в процессе осуществления своих функций органы бюро обеспечивают исполнение судебных актов и актов иных органов, осуществляют достоверный учет исполнительных документов, взысканных средств. Важной частью работы является предупреждение волокиты и злоупотреблений в исполнительном производстве, обеспечение полноты и своевременности оплаты коммунальных услуг.
Анализ прошлой практики показал неэффективность существовавшей системы. Нередкими были случаи хищения средств контролерами, искажения показателей приборов учета. За прошедший период благодаря оперативным мерам удалось пресечь 202 факта правонарушений преступного характера, материальный ущерб от которых был оценен в 66,3 миллиарда сумов. 120 сотрудников электро-, газо- и водоснабжения по причине взяточничества и грабежа были привлечены к ответственности. Сейчас ту работу, которую прежде исполняли пять контролеров «Узбекэнерго», «Узтрансгаза» и водоснабжающих организаций, выполняет один инспектор бюро.
- Как налажено межведомственное взаимодействие?
— К 2019 году будет запущена единая биллинговая система коммунальных услуг с использованием унифицированного единого лицевого номера потребителя. К системе подключатся базы данных электроснабжения и газоснабжения, в перспективе к ней также можно будет подключить базы данных по учету питьевого водоснабжения, канализации и теплоснабжения.
С завершением внедрения системы заработает и онлайн-сервис по всем коммунальным услугам, который будет интегрирован с Единым порталом интерактивных государственных услуг. Для автоматизации передачи сведений о потреблении коммунальных услуг в единую биллинговую систему поставщики повсеместно установят электронные приборы учета.
Основной задачей новой системы является своевременное и объективное выставление счетов потребителям и контроль денежных средств на счетах, их зачисление и списание в соответствии с действующими тарифами поставщиков коммунальных услуг. Создается реестр потребителей по всей республике, будет установлен системный и прозрачный мониторинг, который позволит держать на постоянном контроле потребление коммунальных услуг.
- Прошло больше года. Что сделано?
- Создана электронная база исполнительных документов. Активно действует Центр по организации электронных онлайн-аукционов по реализации имущества при исполнении судебных актов.
Функционирует программа форм отчетов «Бюро». С апреля нынешнего года в целях обеспечения своевременной оплаты потребителями использованной электроэнергии, газа, воды внедрена услуга смс-оповещения. Бюро ведет электронный документооборот с около 20 уполномоченными организациями по внедрению механизма установления ограничений для лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений.
С марта нынешнего года введено положение, при котором совершеннолетние физические лица, прописанные по адресу объекта жилья, солидарно несут ответственность по обязательствам по оплате за энергоресурсы и оказанные услуги водоснабжения и водоотведения, поставляемые через соответствующие электрические и газовые сети, системы водоснабжения и водоотведения. Бюро предоставлено право ежемесячно осуществлять бесспорное списание задолженности за поставленные потребителям энергоресурсы с банковских счетов, по которым обслуживаются пластиковые карты потребителей, в сумме, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы.
- Что, по вашему мнению, необходимо для укрепления платежной дисциплины?
- Необходимо добиться, чтобы каждый потребитель воспринимал оплату коммунальных услуг как обязанность и гражданский долг. Основными причинами формирования задолженности являются все еще сохраняющиеся иждивенческие настроения людей, и старая привычка платить, когда захочется. Сотрудники бюро совместно с правоохранительными органами регулярно проводят профилактические мероприятия и разъяснительные беседы среди населения по формированию потребительской культуры. По центральным и местным телеканалам транслируются видеоролики о важности рационального использования энергоресурсов, недопущения возникновения задолженности. В свою очередь сотрудники бюро также проходят обучение правилам этического поведения.
Также нами ведется обстоятельная работа со злостными неплательщиками и с теми, кто незаконно подключается к сетям электроэнергии, природного газа и питьевой воды или не возмещает нанесенный ущерб.
- В соцсетях обсуждаются случаи, когда потребителям выставляются счета с неправильно начисленной задолженностью.
- Действительно, такие случаи встречаются, особенно в газовой сфере. Как показывает анализ, проблемы копились годами, как и задолженность, а районные организации пытаются переложить ответственность на потребителей.
В настоящее время органами бюро проводится системная работа по проверке полного и справедливого учета потребления и доставки энергоресурсов, своевременного осуществления расчетов.
И это только начало — органы бюро продолжат работу по эффективному обеспечению законности в сфере.
Новости по теме
09:20 / 11.11.2024
Сменились руководители управлений БПИ Андижанской и Ферганской областей
11:48 / 31.10.2024
БПИ задержало мужчину за неуплату алиментов, пригласив на «тайное свидание»
20:52 / 10.10.2024
В Юнусабаде сотрудник БПИ присвоил почти 1 млрд сумов и проиграл их в азартные игры в Интернете
13:59 / 24.09.2024