Профессии будущего: какую сферу выбрать, чтобы не ошибиться?
Мы живем во времена быстрых перемен. Сегодня нас уже не удивляют даже новейшие технологии. Почему так происходит? Потому, что в этом мире какие-то изменения происходят постоянно и мы не успеваем удивляться.
Если будут автоматизированы практически все сферы жизнедеятельности, то чем будем заниматься мы - люди? Нужно собраться с мыслями и подумать: какую профессию я должен выбрать, чтобы в будущем приносить пользу людям? Не останусь ли я без работы завтра, из-за неправильного выбора специальности сегодня?
Правильный выбор сферы молодежью очень важен. Так какое же направление является самым быстроразвивающимся в Узбекистане, и какие кадры потребуются в ближайшем будущем?
«На узбекском языке невозможно узнать, какие профессии существуют в Узбекистане»
Хушнудбек Худойбердиев (правовед):
В Постановление Кабинета Министров республики Узбекистан от 4 октября 2017 года «О дальнейшем совершенствовании классификатора основных должностей служащих и профессий рабочих» последний раз дополнения были внесены 24 января 2019 года. Во-первых, в списке есть морально устаревшие профессии. Обновленная версия классификатора также включает в себя специальности узкой направленности. Мы должны это признать. Но нам необходимо пересмотреть его, чтобы приспособиться к рынку труда в рыночной экономике.
Во-вторых, список профессий приведен на русском языке. Официального перевода текста на узбекский язык нет. Здесь вопрос языка становится актуальным. Складывается впечатление, что названия профессий не переводятся на узбекский язык вообще. У современной молодежи нет доступа к названию имеющихся у нас профессий на родном языке.
Через 20-30 лет не будет необходимости в некоторых профессиях, которые используются сейчас. Это результат быстро развивающихся технологий. В условиях, когда производство и сфера услуг полностью автоматизируются, через 20-30 лет спрос на человеческие ресурсы и определенные профессии исчезнет. К примеру, если будут внедрены в жизнь автоматизированные такси, не будет необходимости в водителях.
Или возьмём, к примеру, молодых юристов: уже существуют роботы, которые вместо человека могут дать юридическую консультацию. Это означает, что подобное развитие поставит под угрозу перспективы многих профессий в будущем.
Уровень связи между рынком труда и вузами можно назвать плачевным. Много говорится о вхождении наших вузов в мировые рейтинги. Особое значение имеет и мнение работодателей относительно знаний выпускников вузов. Почему мы не входим в рейтинги сильнейших? У нас нет конкретного механизма, регулирующего отношения между работодателями и вузами. Причина кроется в том, что многие выпускники вузов не работают по специальности. Они работают там, где придётся.
Кроме того, непонятна и система приёма на работу кадров. Если на одну должность приходится два кандидата-выпускника университетов А и Б, то они одинаково оцениваются при приёме на работу. Не существует понятия о том, что в таком-то вузе студенты получают лучшее образование, нежели в другом. У нас не важно, какой именно вуз окончил кандидат.
Мониторинг по трудоустройству выпускников тоже погряз в бюрократии. Диплом выпускнику вуза не выдаётся, пока не будет заключен трехсторонний договор. Но в результате, составляется липовая статистика о трудоустройстве выпускников. Эта ситуация демонстрирует то, что интеграция с рынком труда не основывается на принципах рыночной экономики.
Я прочитал список самых высокооплачиваемых профессий в Узбекистане в 2018 году. Он содержит 20 профессий, половина из них – сотрудники сферы информационных технологий. Спрос на эти профессии будет расти, и вряд ли снизится. Для того, чтобы освоить эти профессии, не обязательно получать высшее образование. Достаточно закончить 3-6 месячные курсы. Спрос на эти профессии высок из-за их востребованности.
«Мнение работодателей - должно стать главным принципом в университетах XXI века»
Азамат Акбаров первый проректор Международного университета туризма «Шелковый путь»:
– К 2035 году около 70% рабочих процессов в мире будут автоматизированы. Учитывая, что население Узбекистана в ближайшем будущем достигнет 40-42 миллионов, потребность в кадрах на рынке труда должна вырасти. Вузы должны разработать конкурентоспособную учебную программу. Необходимо сделать так, чтобы дипломы, выданные нашим выпускникам, не теряли своей актуальности, как минимум, 10 лет.
Времена меняются, и университеты меняют свои концепции. Если вы отправитесь в Силиконовую долину в США (где расположены известнейшие технологические компании), вы убедитесь в том, что для успешного трудоустройства не нужно 4-летнего диплома, достаточно иметь сертификат об окончании месячных курсов по информационным технологиям.
Туризм в Узбекистане развивается быстрыми темпами. Это создает потребность для отрасли в квалифицированных кадрах. Принимая это во внимание, в следующем учебном году в нашем университете мы хотим впервые в республике открыть обучение по направлениям «Иинфлюенсер-маркетинг» и «Журналистика путешествий». Вы спросите, почему? На западе 70% людей в возрасте 18-35 лет, при выборе объектов для путешествия, ориентируется на заметки блогеров в социальных сетях. Значит, это имеет огромное влияние на развитие туризма.
В нашем университете, кроме сдачи экзаменов, 14 недель считаются полным учебным периодом. Мы обязуем наших преподавателей приглашать в течение семестра, как минимум 4 раза специалистов-практиков, работающих в сфере. Так как наша задача – восстановить ныне разорванные связи университетов с рынком труда.
Многие студенты-выпускники не знают о новшествах, происходящих в их сфере. Чтобы избежать это, каждый семестр мы планируем организовать встречи с работодателями. Мы будем интересоваться у них о способностях наших студентов, о том, какие недостатки в учебном процессе мы допускаем.
Изучая предложения работодателей, мы будем вносить новые предметы в учебный процесс, также можем исключать ненужные. Мы считаем, что мнение работодателей - должно стать главным критерием в университетах XXI века. Мы должны менять учебные планы с учетом мировых трендов и новых перспективных специальностей. В этом нашими надежными партнерами являются работодатели, так как именно они знают о новшествах сферы.
«В Германии дошколята и школьники приходят на экскурсии в вузы»
Муҳаммадсаид Фатуллаев (студент университета прикладных наук Schmalkaden в Германии):
– В ближайшем будущем самыми востребованными кадрами будут специалисты сферы IT. Если говорить об Узбекистане, то эта сфера только входит к нам. Поэтому в ближайшее десятилетие и даже сегодня, у нас будет высокая потребность в компьютерщиках-программистах.
Экономисты, менеджеры туризма, сферы услуг - также будут востребованными специалистами. Цифровая экономика тоже потребует квалифицированный персонал. Нам нужны специалисты, которые смогут решать вопросы, связанные с инфляцией, ценообразованием, финансированием проектов, привлечением прямых инвестиций.
Рынок труда не только в Узбекистане, но и во всем мире испытывает потребность в качественных программистах. Я, как студент-международник, могу отметить, что изучение банковского финансового дела, международной экономики, информационных технологий, международных отношений – превращается в требование времени.
В Германии профессиональное ориентирование детей начинается со школьного возраста, и даже с детского сада. Я часто наблюдаю: дети в наш университет приходят, и довольно часто. Учителя показывают им макеты автомобилей и маленьких роботов. Так они вызывают у детей интерес к технике.
Образование в Германии бесплатное, экономика стабильная. Это, в свою очередь, побуждает человека получить хорошее образование. В нашем университете организованы ярмарки вакансий крупных компаний. Эта практика поможет вам получить работу до завершения учебы. Это также служит мотивацией для многих молодых людей.
Правительство не может выполнить задачу профориентации?
Хуршида Махмадаминова (Заведующая сектором центрального аппарата Министерства занятости и трудовых отношений):
–После выхода Постановления Президента от 20 августа 2018 года ПП – 3913, при центральном аппарате Министерства занятости и трудовых отношений был организован сектор по профориентации выпускников.
Сектором проделан ряд мероприятий, в частности - предоставление учащимся старших классов точной и полной информации о различных профессиях, помощь школьникам в выборе профессий исходя из их интересов и способностей, создание условий для получения полной информации, составлению резюме, знакомство с работодателем и т.д. Для реализации всего перечисленного в Ташкентской области, Республике Каракалпакстан, Джизакской, Навоийской и Сурхандарьинской областях на базе отдельных школ были открыты специальные ситуационные кабинеты.
Процесс трудоустройства и профессиональной переподготовки безработных в министерстве осуществляется взаимосвязано и систематически. Граждане, обращающиеся в Центры поддержки занятости в 200 районах республики, обучаются специалистами центра по вакансиям, предоставленным работодателями, как того требует текущий рынок труда.
Конечно, краткосрочные курсы предлагают обучение наиболее востребованным профессиям и дают представление о трудовом законодательстве. Фактически, каждый специалист по подбору персонала, в основном, проводит собеседование с кандидатом в качестве профориентатора, направляет специалиста и как следствие, оказывает услугу подходящей занятости для человека.
Наше министерство совместно с Министерством экономики и промышленности и Министерством высшего и среднего специального образования дает предложения на основе прогнозных параметров баланса трудовых ресурсов при подготовке специалистов для высшего и профессионального образования в регионах и секторах экономики.
Я думаю, что в ближайшем будущем рынок труда Узбекистана будет ориентирован на информационные технологии и быстро растущую сферу туризма и оказания услуг, инженеров-строителей, а также новые профессии на современном рынке труда: специалисты по уходу за престарелыми, батлеры (управляющие хозяйством) и специалисты по переработке сырья и пищевой промышленности.
Для справки
UNICEF
13 мая 2019 года специальный проект ЮНИСЕФ - молодежная платформа U-REPORT, провела опрос молодежи по профориентации. В нем приняли участие более 6300 молодых людей из Узбекистана. По мнению респондентов, на выбор профессии влияют следующие четыре фактора:
• личные способности (34%);
• любовь к профессии (20%);
• финансовые возможности (20%);
• решение родителей (11%).
82% участников считают, что профориентация молодежи должна осуществляться правительством.
Мухаббат Маъмирова
Новости по теме
21:19 / 20.01.2023
В некоторых школах наладят обучение 64 видам рабочих профессий
21:35 / 26.05.2022
Отзвенел последний звонок. Что важно учитывать выпускникам при выборе профессии?
09:28 / 15.10.2021
Объявлен «Глобальный рейтинг доверия», который показывает уровень доверия к представителям различных профессий
12:17 / 10.06.2021