В Генпрокуратуре рассказали, какие факторы повлияли на цену буханки и муки
В Генеральной прокуратуре Узбекистана рассказали о 5 факторах, которые повлияли на цену буханки и муки.
Напомним, согласно постановлению Кабинета Министров «О мерах по полной реализации рыночных механизмов в системе доставки зерна, муки и хлеба», с 15 октября текущего года организациями «Уздонмахсулот» зерно продается всем категориям потребителей исключительно через биржевые торги без каких-либо ограничений, кроме пшеницы, заготовленной из урожая 2019 года и предусмотренного для производства муки. Это в свою очередь привело к естественному росту цен на муку и формовой хлеб, изготовленных из отечественного зерна, а также стало причиной к обоснованным недовольствам населения в социальных сетях и средствах массовой информации.
Анализы надзорного ведомства показывают следующие факторы, способствовавшие на повышение цен на формовой хлеб:
1. Государством, отказавшись от политики искусственного сдерживания цен на покупку зерна и муки, согласно постановлению Кабинета Министров от 14 октября 2019 года, цены на муку и формовой хлеб, производимые организациями «Уздонмахсулот», исключены из перечня подлежащих государственному регулированию социально значимых и стратегических видов товаров (услуг). До этого, в целях удовлетворения потребностей населения на муку, действовал механизм выкупа зерна по низким ценам у производителей сельскохозяйственной продукции, и на основании ежемесячных протоколов Кабинета Министров, производителям кондитерских изделий мука местного производства реализовывалась через закрытые биржевые торги.
В результате, это привело к экономическому ущербу фермеров и зерновых предприятий, а также невозможности улучшения ими материально-технической базы, понижению желания на увеличение урожайности.
Для сведения: цена на зерно, закупленное для государственных нужд, в 2017 году определена в размере 550 сумов, 2018 год – 750 сумов и в 2019 году – 1420 сумов.
Действующая на протяжении многих лет данная система наряду с удовлетворением потребности населения в низких ценах на формовой хлеб, привело к возникновению различных коррупционных схем, получению сверхвысокой прибыли путем продажи на рынке муки, закупленной по низким ценам и предназначенной для производства формового хлеба, не доведению до населения муки местного производства по фиксированным государственным ценам.
Например, должностными лицами правления «Охангарон дон» в течение 2011–2018 годов было расхищено путем присвоения муки и зерновых изделий на сумму 18,6 млрд. сумов, которые были предназначены для обеспечения нужд населения в формовом хлебе.
По данному факту, в отношении виновных лиц обеспечена неотвратимость ответственности.
Кроме того, производится предварительное следствие по уголовному делу, возбужденного 17 октября 2019 года по факту продажи должностными лицами «Каракалпак дон махсулотлари» в период 2018-2019 годов 6134 мешков муки по 110 тыс. сумов вместо 87,5 тыс. сумов на общую сумму 674,7 млн сумов и присвоения разницы в размере 138 млн сумов.
2. Ежегодный рост цен на топливо, энергетику и газ влияет на рост себестоимости муки и хлеба. В частности, если цена за 1 кВт/ч электроэнергии для производителей муки в 2017 году составляла 204,3 сумов, то в 2019 году составила – 450 сумов (рост на 120,4 %).
3. Объем муки, изготовленный и выставленный на биржевые торги предприятиями АО «Уздонмахсулот» непропорционален потребительскому спросу.
Так, в 2018 году при годовой потребности населения республики 3,2 млн тонн (в месяц 267 тыс. тонн), в республике произведено всего 2,9 млн тонн (92 %) (1,5 млн тонн – АО «Уздонмахсулот», 1,4 млн тонн – частный сектор).
Или, количество муки, выставленной на биржевые торги в ноябре этого года составило 144 тыс. тонн (54% потребности населения), при этом оставшаяся часть муки в объеме 123 тыс. тонн (46%) производится частным сектором, а также обеспечивается за счет импорта с Казахстана, России, Таджикистана и других стран.
4. Несмотря на то, что среднегодовая мощность производства муки 44 предприятий АО «Уздонмахсулот» составляет 2,3 млн тонн, по причине их работы не на полную мощность, в 2018 году произведено всего лишь 1,4 млн тонн (63%). В результате, запланированный объем муки предприятиями АО «Уздонмахсулот» не полностью выставлен на биржевые торги.
В частности, 23 октября вместо запланированных по графику 6700 тонн муки, на биржевые торги выставлено всего 5785 тонн (86%). (24 октября недопоставлено по плану 716 тонн муки, 29 октября – 803 тонн, 30 октября – 792 тонн).
5. Несмотря на разработанный план мероприятий по оптимизации затрат предприятий АО «Уздонмахсулот» на 18,9 млрд сумов и снижению себестоимости товара на 10,3%, по факту снижение себестоимости не обеспечено.
По мнению Генпрокуратуры, вышеуказанные факторы способствовали росту цен на муку отечественного производства и формовой хлеб на биржевых торгах.