Узбекистан | 12:37 / 03.12.2019
2462
19 минут чтения

«Любой избиратель имеет право узнать, куда пошли деньги, а кто тратил - должны отчитаться» – интервью с экспертом Центральной избирательной комиссии

В преддверии парламентских выборов мы решили побеседовать с экспертом Центральной избирательной комиссии (ЦИК), доктором философских наук, профессором Каринэ Джаваковой на актуальные темы.

–26 июня вступил в силу Избирательный Кодекс, который объединил в один документ законы о выборах президента, депутатов, сенаторов и т.д. Какие кардинальные изменения несет Избирательный Кодекс, можете перечислить?

– Во-первых, раньше было 5 законов по выборам. Это создавало немало сложностей на практике, были дублирования. И единый избирательный кодекс эти проблемы устранил. Это очень удобно.

Во-вторых, Избирательный кодекс стал более демократичнее, - если раньше 15 депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса от Экодвижения не выходили на всенародные выборы, получали квоту и не участвовали в предвыборной гонке, то теперь все 150 депутатов избираются народом. Квоты отменены. Для всех политических партий равные условия.

Были расширены избирательные права. Теперь в ходе сбора подписей политическими партиями избиратели могут выступать в поддержку сразу нескольких депутатов либо партий.

Если раньше существовали ограничения по участию в выборах всех лиц, содержащихся в местах лишения свободы, то теперь согласно Статье 5. Избирательного кодекса в выборах не участвуют граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда за совершенные тяжкие и особо тяжкие преступления. Т.е. Избирательный кодекс стал более гуманнее.

В-третьих, - в этом кодексе устранена излишняя бюрократия. Если раньше избирателю, который досрочно голосовал давали избирательный лист, то сейчас единый избирательный бюллетень. Теперь при голосовании в пустом квадрате бюллетеня напротив фамилии кандидата избиратель может ставить не только знак «плюс», но и «галочку» или «икс». Удобство и для населения, и для избирательной комиссии. - Голосование раньше было с 6 утра, - сейчас явка на голосование с 8ч. Граждане отмечают, что это удобно.

В-четвертых, в новом кодексе расширили роль политических партий. Если раньше органы самоуправления граждан, наряду с партиями выдвигали кандидатов в депутаты в районные и городские Кенгаши народных депутатов, то теперь они такого права не имеют. Т.е. повышается роль партий и ответственность тоже.

– Основным источником финансирования политических партий в Узбекистане являются средства госбюджета. При этом партии ежегодно отчитываются перед Минюстом и Счетной палатой. Как вы думаете, нужно ли сделать расходы партий прозрачными и для избирателей?

– Это очень актуальный вопрос. Сегодня требования о предоставлении отчетности существуют в той или иной форме в почти 90 процентах стран мирового сообщества и, как правило, распространяются как на политические партии, так и на кандидатов.

Статьей 17 закона «О финансировании политических партий» законодательно определено, чтобы политические партии ежегодно публиковали свои бюджеты для всеобщего сведения и в установленном порядке представляли в Законодательную палату или уполномоченному им органу отчеты об источниках финансирования своей деятельности.  Отмечу, что в соответствии с законодательством, отчет политической партии об источниках финансирования рассматривается с приглашением представителей средств массовой информации и заинтересованных организаций, и это тоже форма, обеспечивающая прозрачность. Однако во многих странах мира установлен порядок, согласно которого публикуются эти отчеты.

Что касается Избирательного кодекса, то там целая глава 17 посвящена финансированию выборов. На проведение предстоящих выборов было выделено около 230,55 млрд сумов. А на каждого кандидата на выборы в Законодательную палату выделено 10,832 млн сумов, кандидата в областные кенгаши народных депутатов и Ташкента — 2 млн сумов, кандидатов в районные и городские кенгаши народных депутатов — 1 млн сумов.

Если государство выделяет финансы, отсюда логично, что политические партии, которые получили деньги, должны отчитываться перед государством. Но из чего формируется госбюджет? - За ним стоят миллионы налогоплательщиков. Поэтому будет демократичнее, чтобы политические партии отчитывались перед налогоплательщиками, т.е. избирателями. Вот тогда будет прозрачность. Любой избиратель имеет право узнать, куда пошли деньги, а кто тратил - должны отчитаться.

– Теперь только представители партий имеют право участвовать на выборах, т.е. самовыдвиженцы не могут. Насколько это демократично? Неужели интересы всего пяти партий смогут отразить интересы всех граждан?

Во многих странах мира партии – школы демократии.   Президент Мирзиёев неоднократно говорит о том, что парламент, политические партии нашей страны должны стать школой истинной демократии, инициаторами и основными исполнителями проводимых реформ. Поэтому наши партии работают не только во время выборов, но и между выборами. Во всем мире доверие только партиям. Не секрет, многие мировые лидеры государств выдвинуты от партий.

Как Вы думаете, почему? Да потому что, во-первых, именно партия выходит на политическую арену как сила, которая является сторонником и выразителем конкретных идей, четко представляет себе интересы своего электората. Сегодня у нас пять политических партий и каждая из них имеет свои цель и программу. Самое главное, что наличие партий обеспечивает борьбу за власть в рамках закона – без потрясений, взрывов и антиконституционных действий. Во-вторых, ни для кого не секрет, что во всем мире политические партии сохраняют свое значение в жизни общества, прежде всего как способ выражения воли избирателей. В силу своей организованности именно партии, а не отдельный парламентарий гораздо эффективнее действуют в вопросах мобилизации общественности вокруг решения тех или иных социально-значимых задач. В-третьих, политические партии помогают избирателям ориентироваться на выборах, предлагая широкий спектр политических позиций и программ, при разработке которых они поддерживали контакт с общественностью.

Следующий момент. Для политически активных граждан, партии – это средство участия в государственной жизни и влияния на государственную политику. Статья 70 Избирательного кодекса гласит, что политические партии правомочны выдвинуть кандидатом в депутаты членов своей партии или беспартийных. Таким образом, любой гражданин, в том числе беспартийный, также может стать кандидатом в депутаты и полностью обеспечивается его право добиваться политических или государственных постов в личном качестве. Приведу пример. Как свидетельствует изучение состояния дел в Ташкентской области по выдвижению политическими партиями кандидатов в депутаты в представительные органы власти на местах - примерно 5% их кандидатов являются «самовыдвиженцами», ранее не являвшимися членами этих партий.

Сегодня политические партии находятся в поиске. Если предложить хорошие программы, то партии поддержат. Хорошие специалисты нужны. Через партию это будет сделано или через избирательную комиссию (как в законодательной практике стран мира) - идут в избирательную комиссию, выдвигают свою кандидатуру и собирают подписи, а потом их регистрируют. А у нас самовыдвижение через партии, т.е. не надо собирать подписи, так как партия уже собрала. И там и тут есть свои плюсы. Это не так важно. Главное, чтобы была возможность выразить свою идею, программу, теорию, которая способна двигать интересы людей. Это говорит о том, что есть механизмы.

Ведь, что такое самовыдвижение? Это выдвижение своей кандидатуры на каких-либо выборах. При этом замечу, инициативные группы распускаются сразу же после окончания выборов, т.е. они не несут ответственность, нет программных установок как у политических партий. А в наших условиях ответственные политические силы – предпочтительный вариант. Отмечу, что развитие нашего национального законодательства носит эволюционный характер. Для подтверждения приведу пример.  Если в соответствии с законодательством на парламентских выборах 1999 г. право выдвижения кандидатов в депутаты имели политические партии, представительные органы власти и органы самоуправления граждан, на выборах 2004 г. – политические партии и инициативные группы, то в 2009 и 2014 гг. данное право было предоставлено только политическим партиям.

Эти изменения в законодательстве показывают, что выдвижение кандидатов в депутаты инициативными группами избирателей было целесообразно в тот период развития общественно-политической системы Узбекистана, когда роль политических партий и их статус, воздействие на общественную и политическую жизнь страны находились только в стадии формирования. Очень слабая была пропагандистская работа партий, граждане их не знали особо и поэтому в тот период при выборах больше ориентировались на личности кандидатов, а не представляющие их политические партии.

В мировой практике существуют примеры, свидетельствующие о стремлении сохранить преимущества и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем, которые, в конечном счете, приводят к возникновению смешанных избирательных систем. Взять, к примеру, выборы в Бундестаг ФРГ. Каждый избиратель имеет два голоса. Один голос избиратель отдает за конкретного кандидата, а второй за партийный список. Половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, а остальные места распределяются по пропорциональной системе в соответствии с количеством голосов, отданных за списки, составленными партиями.

На мой взгляд, важно не количество партий, а их качество. Это первое. К примеру, Украина занимает первое место в Европе по количеству зарегистрированных политических партий - 352. Для сравнения, в Словакии зарегистрированы 56 партий, Румынии - 124, России - 77, Молдове - 45, Латвии - 73, Литве - 38. При этом доверие населения к политическим партиям, несмотря на их большое количество находится на очень низком уровне. По данным социологического исследования Центра Разумкова, проведенного с 21 по 26 марта этого года, согласно которому 76% украинцев не доверяют политическим партиям, а около 60%   сограждан считают, что ни одна из партий не защищает их интересы.

При этом важно отметить, что если появится социальная группа, интересы которой на политической арене не защищены, то нет никаких запретов для создания новой партии. И законы создают для этого условия.

– Как вы думаете, нужно ли включить в бюллетень голосования графу «против всех»?

– Вы не зря задали этот вопрос. В некоторых государствах поднимаются такие вопросы, в частности в России. Эта графа на выборах всех уровней власти была отменена в 2006 году.

Во-первых, ни в одном зарубежном законодательстве развитой цивилизованной страны нет этой графы «против всех». Давайте рассуждать, нужна ли она нашей стране.

Узбекистан идет по демократическому пути развития, а демократия — это законность, а не хаос. Демократия — это ответственность. Демократия — это выбор. Основной Закон предоставляет гражданам право выбирать власть, а вы этим правом не воспользовались. Значит, вы выступаете против демократии. Своим голосованием «против всех» вы голосуете за хаос.

На мой взгляд, введение этой графы крайне неэффективно, более того она снижает политическую активность и избирателей, и партий, и их кандидатов. 

Даже международные организации и наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ при оценке российского законодательства сомневались в том, что графа «против всех» положительно влияет на развитие демократии в стране. У избирателя должен быть конкретный выбор, а не какая-то абстракция.

А если избирателя действительно не устраивают все представленные в бюллетенях кандидаты, он может просто не приходить на выборы, и это его законное право. Как говорил, Джордж Натан (американский литературный критик) «Плохие государственные деятели избираются хорошими гражданами… не участвующими в голосовании».

– Какие методы борьбы с фальсификациями предусмотрены в Избирательном кодексе?

– Прежде всего, отмечу, что наш Избирательный кодекс создал такой механизм, который не создает условий для фальсификаций. Заседания избирательных комиссий проводятся открыто. На заседаниях избирательной комиссии могут присутствовать представители политических партий, средств массовой информации, наблюдатели от органов самоуправления граждан, других государств, международных организаций.

Избирательные комиссии принимают необходимые меры по обеспечению кандидатам, политическим партиям равных условий для проведения избирательной кампании, справедливого распределения бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, честности голосования и подведения итогов выборов.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами избирательной комиссии. После этого протокол оглашается председателем или заместителем председателя участковой избирательной комиссии, и копия данного протокола незамедлительно вывешивается в помещении участковой избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем сорока восьми часов.

По Избирательному кодексу запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), а также выплатой денежных средств.

Запрещается распространение недостоверной информации, а также сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов. Но есть и вторая группа — это нормы, которые выражают ответственность за фальсификации.

Согласно статье 103 Избирательного кодекса лица, виновные в нарушении законодательства о выборах, несут ответственность в установленном порядке. В день выборов и за день до начала голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационные сети, а также всемирную информационную сеть Интернет.

Ответственность предусмотрена и в соответствии с административным и уголовным кодексами нашей страны.

К примеру, в Главе V-1 Административного кодекса Узбекистана предусмотрена ответственность за правонарушения в области организации и проведения выборов и референдума. К ним относятся:

  • привлечение к административной ответственности за вмешательство в деятельность Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, а равно создание препятствий их;
  • неисполнение решений Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан, избирательных комиссий, комиссий по проведению референдума, а равно неправомерный отказ в рассмотрении их обращений, нарушение без уважительных причин сроков их рассмотрения. Вместе с тем, за нарушение прав кандидата, доверенного лица, наблюдателя или уполномоченного представителя политической партии;
  • нарушение кандидатом, доверенным лицом, представителем политической партии, должностным лицом условий и порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам, вынесенным на референдум;
  • опубликование или распространение иными способами заведомо ложных сведений о кандидате, политической партии с целью воздействия на результаты выборов, виновные лица также привлекаются к административной ответственности;
  • нарушение порядка финансирования выборов или референдума;
  • нарушение порядка опубликования (обнародования) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов или референдума, а также иных исследований, связанных с выборами или референдумом. 

– Россия постепенно хочет перейти на электронное голосование. Например, в этом году в трех экспериментальных округах на выборы в Мосгордуму применили электронное голосование. Как думаете, какой метод голосования наиболее защищен от фальсификаций? Традиционный или электронный?

– Как и у любого явления здесь есть и плюсы, и минусы. Конечно, технический прогресс стремительно модернизирует все стороны нашей жизни.

С одной стороны, с помощью электронного голосования каждый гражданин страны в любой точке земного шара сможет легко выполнить свой гражданский долг. Достоинством также является и предоставление избирателям голосовать не только на избирательном участке, но и в ином месте; сокращение со временем расходов на выборы избирательных органов; повышение оперативности и надежности передачи результатов голосования.

А с другой стороны, ряд проблем. Это и техническая сложность процедуры интернет-голосования, и невозможность обеспечения всеобщего доступа к каналу для дистанционного и электронного голосования и ряд других проблем.

Самое главное, каждый день в сети появляются десятки вирусов, которые могут в одно мгновенье парализовать всю избирательную систему страны. Поэтому как показывает мировая практика, все электронные системы уязвимы.

На мой взгляд - электронное голосование вводится для того, чтобы увеличить явку избирателей, но как показывает опыт других стран, — это не дает ощутимых изменений. У нас с явкой избирателей проблем нет. Наш избиратель активен и это каждый раз отмечают зарубежные наблюдатели. Поэтому торопиться не надо. Нужно хорошо все изучить.

Любые механизмы как бы хороши ни были, если не будет у избирателя гражданской четкой позиции и ответственности, ничего не поможет. Самое главное – это сам избиратель. Я уверена, что предстоящие выборы в очередной раз продемонстрируют сознательность и ответственность наших граждан.

Беседовал Зиёхонов Джамшидхон

Новости по теме