«Правила игры должны измениться» - Юлий Юсупов о самой большой проблеме на пути к реформам
Директор Центра содействия экономическому развитию, Юлий Юсупов, выступил на конференции «C7-Мировая экономика и бизнес» в Ташкентском государственном экономическом университете с докладом на тему «Как двигаться из прошлого в будущее».
«Как измеряется уровень экономического развития? Существует понятие ВВП на душу населения. Не идеальный показатель, но лучшего пока не придумано.
По показателю ВВП на душу населения Узбекистан входит в число 40 самых бедных стран. ВВП на душу населения в Узбекистане составит 1532 доллара (2018 год). Мы были в категории бедных стран в течение последних 20-25 лет.
Эта таблица наглядно показывает, как мы попали в список 40 самых бедных стран:
ВВП на душу населения (в долларах США)
Первый столбец - это страны бывшего СССР, некоторые наши соседи. Второй столбец - это ВВП на душу населения в 1995 году. Третий столб - ВВП на душу населения в 2018 году. Четвертый столбец показывает, какой был рост. Это номинальный рост в долларах. Важно понимать, что это не реальный рост. Но можно сравнить страны между собой.
Глядя на эту таблицу, мы видим, что по сравнению с этими странами, в последние годы Узбекистан развивался слабее всех. Темп экономического роста был самым низким.
Мы не стояли на одном месте, мы развивались. Однако большинство стран развивались быстрее, в результате чего мы постепенно попали в топ-40 беднейших стран.
Давайте примем это как факт. Наша главная задача - не только развивать экономику, но и повышать уровень жизни.
Первый вопрос, от чего это зависит?
Со времен Адама Смита экономисты пытались ответить на некоторые вопросы: почему некоторые страны богаты, а некоторые бедны?
Институты и экономисты дают общий ответ на этот вопрос. Дело не в том, что люди разные, люди везде одинаковые. И никто не похож друг на друга. Людей отличает их поведение. Поведение людей определяет правила игры и общественные организации. Мы живем по этим правилам игры.
Правила игры – это формальные институты, законы и другие нормативные акты. Неформальные институты - это стереотипы, модели поведения, традиции.
Люди ведут себя по-разному в одной и той же ситуации, в зависимости от того, в каких странах действуют правила.
Чем отличаются богатые и бедные страны?
Именно правилами игры.
В бедной стране правила игры плохие. Они не поощряют людей зарабатывать деньги, накоплять деньги и иннвестировать.
В богатых странах все наоборот. Их правила игры заставляют людей делать все вышеперечисленное. В результате они богаты.
Если мы хотим построить развитую экономику с высоким уровнем дохода, нам нужно изменить правила игры. Мы должны признать, что правила игры, с которыми мы живем, очень плохие. Не зря мы оказались в числе 40 самых бедных стран.
Когда появились правила игры?
Они появились недавно. Да, многие корнями уходят в прошлое. Однако большинство правил появилось после 1996 года, когда мы решили забыть законы экономики и построить собственную (узбекскую – ред.) модель экономического развития.
Мы построили экономику, которая более закрыта для мировых рынков, главную роль в которой играют государственные чиновники (они распределяют ресурсы, влияют на цены и валютный курс), конкурентная среда бессильна. Вот такую модель мы построили.
Неужели мы обречены на такой низкий уровень жизни и экономического развития?
Нет, мы не обречены. Почему? Есть целый ряд стран, стран Юго-Восточной Азии. За сравнительно короткий промежуток времени - не несколько десятилетий, а несколько лет, они прошли путь от страны с бедными, коррумпированными, плохими институтами, до разряда богатых стран. Таких стран всего несколько. Но они есть.
У нас есть свои условия, чтобы стать более богатой страной
У нас трудолюбивое, предприимчивое население. У нас есть богатые природные ресурсы. Наше географическое положение удобно, потому что мы находимся в самом сердце Евразии. Мы можем стать торгово-логистическим хабом Евразии.
Что для этого нужно сделать? Как сделать бедную страну богатой?
Изменить правила игры. Изменить институты. Смена правил игры и институтов, называется реформами. Нам необходимо провести реформы, которые позволят нам создать эффективные правила игры и функционирующую рыночную экономику.
Изменить правила игры, кажется, проще простого: напишите новые правила игры и замените старые на новые, это должно сработать.
На самом же деле, если вы посмотрите на радикальные реформы в истории человечества за последние 100 лет, 5-10 из 100 попыток будут успешными. Только 1 очень успешная. Остальные были неудачными.
Почему?
Потому что особенно трудно радикально изменить правила на системном уровне. Эти правила переплетены между собой. Они сопротивляются. Люди, которые зависят от этого самого института, которые получают дополнительный доход, будут сопротивляться этим изменениям.
Это главная проблема при осуществлении реформ. Мы попадаем в течение. «Эффект потока».
В большинстве случаев это то, с чем сталкиваются реформы.
Что было сделано в последние годы в Узбекистане для выхода из этого течения?
Мы провели очень важные реформы.
Во-первых, мы либерализовали валютный рынок. Это очень важно и сложно. Почему это важно? Поскольку старая экономическая система, институты были связаны со старым валютным рынком. Если бы мы не изменили его, мы не смогли бы провести другие реформы. Мы сделали это в 2017 году.
Во-вторых, мы сделали многое для открытия границ и модернизации внешнеэкономической деятельности. Мы сократили барьеры экспорта, снизили налоги. Мы открыли границы с нашими соседями. Ограничение перемещения людей и товаров через границу с соседними странами было настоящей «Берлинской стеной», которую мы сами создали. Границ никогда не было, это была трагедия для миллионов.
В-третьих, мы реформировали систему денежного оборота в банковском секторе.
Банковская система была ужасной, не ориентированной на клиента. Банки собирали комиссионные за каждый чек. Деньги в системе были ужасном состоянии: когда вы выходили на рынок, цены были разные - были разные ставки на наличные, доллары, карты, корпоративные карты, денежные переводы. Возникало несоответствие между ценами. Это была феодальная система, где каждый торговец валютой выпускал свою собственную валюту. Центральный банк выпускал свою собственную валюту. На рынок, приходилось идти с рюкзаком, потому приходилось таскать эти тысячные купюры, чтобы купить самые простые вещи. Мы забыли, что такое кошелек. Здесь тоже проделана большая работа. Банки специализировались.
Четвертая область, которая достигла больших успехов - налоговая реформа.
Старая налоговая система убивала нашу экономику каждую секунду. Она не оставляла возможности для экономического развития. Независимо от того, что предприниматели делали для создания своего бизнеса, в старой налоговой системе нашлись бы запреты и ограничения.
Хотите расширения? Если вы хотите использовать более широкомасштабную экономику, то вы перейдете на общеустановленный режим, налоговая нагрузка увеличится в несколько раз.
Хотите нанять больше работников? Налоги были устроены так, что не было возможности выплачивать людям зарплату. Старая налоговая система не оставляла никаких возможностей для предпринимателей.
Мы провели налоговую реформу в прошлом году. Некоторые чиновники хотели оставить ее в «потоке». Мы не оставили ее [старую налоговую систему]. Мы сделали это с большими ошибками, пробелами, многие пострадали. Но нынешняя налоговая система лучше, чем была несколько лет назад.
Одна из важнейших реформ последних лет - устранение административных барьеров для ведения бизнеса.
Были преодолены многие препятствия. Бизнес должен быть более либеральным, предприниматель может быть занят тем, чем должен заниматься при рыночной экономике. До этого 80% времени тратилось на функции, операции и связь с правительством. Наши предприниматели тратили время на операции, о которых другие страны даже не думали.
Это - только начало. На самом деле, многое еще предстоит сделать. Нам нужно изменить правила игры в других отраслях и секторах нашей экономики.
Какие реформы, на мой взгляд, должны быть реализованы?
Сейчас вопрос номер один - это защита собственности. Если мы не создадим прозрачную систему защиты прав собственности, рыночная экономика не будет развиваться, и инвесторы не придут к нам. Для этого необходимо пересмотреть законодательство с множеством «прорех», противоречий и чрезмерных запретов.
Судебная система должна быть реформирована. В настоящее время судебная система не справляется со своей задачей в полной мере: она не полностью защищает права людей.
Второе направление - создание конкурентной среды. Условия, созданные для бизнеса, не равны. Конкуренция является двигателем рыночной экономики. Мы не можем двигаться вперед, если не создадим конкурентную среду. Над этим нужно как следует поработать.
Третье - административная реформа. Это самое сложное. Это реформа самого государства. У нас устаревшая, неэффективная система государственного управления. Необходима капитальная реформа.
Реформы в государственном секторе и сельском монопольном секторе. Большинство крупнейших предприятий, все крупнейшие банки принадлежат государству. Более 80% банковских активов принадлежат государству. Все сектора монополии принадлежат государству. Это очень неэффективная система, ее нужно реформировать, и в этом направлении предстоит большая работа.
Необходимо развивать конкуренцию, в том числе и в тех сферах, где у нас естественные монополии. На самом деле большинство из них создано не естественным путем, а искусственно. В этих сферах также возможно развитие конкуренции.
Сельскохозяйственная реформа. Это по-прежнему самый контролируемый сектор нашей экономики. В прошлом году была разработана стратегия развития сельского хозяйства. В этом году президент заявил, что госзаказ будет отменен. Государственный заказ на хлопок и зерно был остатком феодализма, а не социализма. Наконец, мы начали действовать и здесь. В ближайшем будущем необходимо провести еще несколько реформ.
В социальной сфере – реформы образования, здравоохранения. Есть некоторые сдвиги, но на самом деле, нужно провести очень большие и серьезные реформы.
Это самые-самые базовые реформы. На самом деле, нужно провести очень много реформ.
Если мы проведем эти реформы и выберемся из этого «течения», то появится возможность для экономического развития и создания богатой экономики», - говорит Юлий Юсупов.
Новости по теме
13:27 / 19.12.2024
Рынок недвижимости в Узбекистане вырос по итогам ноября
16:51 / 17.12.2024
В Узбекистане предложили создать отдельный орган по вопросам ночной экономики
16:01 / 13.12.2024
Министр энергетики Узбекистана подал жалобу на экономиста Отабека Бакирова
10:26 / 02.12.2024