В Узбекистане автоматизируют систему назначения социальных пособий. Как это работает?
Минфин Узбекистана поэтапно внедрит автоматизированную систему назначении социальных пособий – Информационная система «Единый реестр социальной защиты», сообщили в пресс-службе министерства.
С октября 2019 года система используется в экспериментальном порядке в Сырдарьинской области.
Что это за система
Единый реестр представляет собой автоматизированную информационную систему, которая без человеческого фактора определяет потребность семьи (гражданина) в назначении социальных пособий, осуществляет и контролирует выплаты, ведет учет расходов.
Для единого реестра требуются копии паспорта члена семьи (для взрослых), свидетельства о рождении (для детей) и свидетельства о регистрации брака (при наличии), которые предоставляются через органы махалли и Пенсионный фонд. Иные сведения, необходимые для определения нуждаемости семьи (о доходах членов семьи (заработной плате, пенсиях, стипендиях, имеющейся недвижимости, автотранспортных средствах, безработных и т.д.), автоматически получаются в электронном виде из других органов.
Посредством системы в режиме реального времени осуществляется электронный обмен 20 видами информации с базами данных 9 министерств и ведомств - Агентства государственных услуг (отделения ЗАГСа), Министерства финансов и Пенсионного фонда, Госкомземгеодезкадастра, Государственного налогового комитета, Министерства занятости и трудовых отношений, Государственного центра персонализации, Государственной службы безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел и Народного банка.
Исходя из установленных законодательством критериев и норм, на основании полученных данных система самостоятельно назначает или отклоняет назначение социального пособия заявителю. Решение доводится до него посредством SMS-сообщения.
На следующих этапах эта система будет охватывать все виды государственной помощи нуждающимся в социальной защите в виде средств или продуктов (посещение дошкольного образовательного учреждения без внесения родительской платы, обеспечение школьников бесплатным набором учебников, предоставление бесплатных или льготных медицинских услуг в учреждениях здравоохранения, выплата стартового взноса по ипотечному кредиту и другие).
Каковы плюсы «Единого реестра»
1. Резко облегчается процесс подачи заявления нуждающимися. Сейчас они в зависимости от конкретного случая должны предоставлять справки о составе и доходах семьи, копии свидетельств о рождении детей, выписки из решений органов опеки и попечительства и другие документы. Нередко получение этих справок затягивается или становится невозможным по вине тех, кто должен их выдавать.
2. Назначение или отказ в назначении пособий становятся максимально прозрачными. В настоящее время после сбора документов производится расчет доходов заявителя и членов его семьи. Его дом посещает специальная комиссия из 5 человек, которая изучает материальное и имущественное положение семьи и передает заключение в другую комиссию из 15 старейшин схода граждан махалли. Уже те принимают решение о назначении или отказе в назначении социального пособия. В этом процессе отсутствует прозрачность, большое влияние оказывает человеческий фактор. А внедрение информационной системы полностью исключит его, как описано выше.
3. Ссистема позволит автоматически идентифицировать всех граждан, нуждающихся в социальной помощи, и адресно им ее оказывать. Сегодня государство уже предоставляет различные виды помощи малообеспеченным, но отсутствует единая база данных о соответствующих мерах и затратах.
4. Возможность формирования и анализа большого количества данных в разрезе городов и районов, в том числе для определения уровня и источников доходов малообеспеченных граждан, изучения их по возрасту, гендерному составу и другим показателям. В результате будут созданы широкие возможности для качественного совершенствования государственной системы социальной защиты.
Цена вопроса
Примечательно, что на формирование «Единого реестра» до сих пор не было потрачено средств из государственного бюджета. Все расходы покрываются из привлеченных грантовых средств представительства ЮНИСЕФ в Узбекистане (610 тысяч долларов на 2019-2021 годы).
На этих средства специализированной международной компанией Development Pathways создана информационная система «Единый реестр»; приобретено оборудование для экспериментальной работы в Сырдарьинской области; продолжается работа по совершенствованию информационной системы и расширению ее функций.
Кроме того, до конца нынешнего года в целях дальнейшего внедрения «Единого реестра» в республике будет привлечено 5 млн долларов от Всемирного банка. За счет этих средств будут приобретены необходимые серверные устройства и компьютерная техника для более чем 200 районных и городских отделений Пенсионного фонда, обучены ответственные сотрудники и проведена другая организационная работа.
Какими документами регулируется применение реестра
«Единый реестр» введен в Сырдарьинской области постановлением Кабинета Министров от 13 апреля 2019 года №308. Этим постановлением утверждено временное положение о порядке назначения и выплаты социальных пособий и материальной помощи малообеспеченным семьям области через информационную систему «Единый реестр социальной защиты».
С учетом недостатков и проблем, выявленных в ходе эксперимента, информационная система еще более усовершенствована, а временное положение обновлено постановлением Кабинета Министров от 15 мая 2020 года №286. В настоящее время готовится проект документа о поэтапном внедрении «Единого реестра» в остальных 13 регионах Узбекистана.
Новости по теме
09:15 / 30.10.2024
Объявлено, сколько средств будет выделено на повышение зарплат и пенсий в 2025 году
13:07 / 21.10.2024
За 9 месяцев из средств бюджета на заработную плату и пособия похищено 5,2 млрд сумов
15:33 / 06.05.2024
Планируется внести уточнения в определение размера пособия по безработице
18:10 / 16.03.2024