Узбекистан | 20:11 / 22.06.2020
11515
10 минут чтения

В АО «Узавтосаноат» прокомментировали статью, опубликованную в Kun.uz. Но это вызвало еще больше вопросов

19 июня текущего года на сайте Kun.uz была опубликована статья под названием «Миллионы налогов не поступают в казну государства, поскольку Malibu, Tracker и Orlando ввозятся в качестве полуфабрикатов» - эксперт». В ней была освещена беседа о проблемах в национальной автопромышленности и путях их решения с докторантом по международной торговле южнокорейского университета ИНХА Валижоном Туракуловым и руководителем компании «YES CAR-MOTORS», занимающейся импортом автомобилей из Южной Кореи в Узбекистан, Ойбеком Камбаровым.

АО «Узавтосаноат» представило следующий комментарий:

19 июня издание Kun.uz поделилось с читателями опасениями о том, что государственная казна якобы недосчитывается миллионов налоговых поступлений от предприятий «Узавтосаноат» из-за ввоза автомобилей Malibu, Tracker и Orlando. Правда, спикерами по данному вопросу почему-то были выбраны не производственные специалисты и не эксперты в области корпоративного налогообложения, а ученый-теоретик в сфере международной торговли и практик в деле импорта корейских иномарок в Узбекистан.

Не останавливаясь на том, что модель Chevrolet Orlando уже который год в принципе не выпускается и не завозится в республику по заказу «Узавтосаноат», что уже ставит под вопрос компетентность авторов заголовка, отметим лишь, что слегка странно в конце июня подавать как свежий инфоповод мартовское изменение цен на отечественные автомобили. Хотя, с другой стороны, учитывая специфику деятельности и личные интересы привлеченных экспертов, публикация вполне закономерна: дело в том, что буквально неделей раньше «Узавтосаноат» официально и публично заявил о том, что не намерен повышать стоимость своей продукции в связи с внедрением утилизационного сбора с 1 августа. Было сказано, что, хотя компания и является таким же плательщиком данного сбора, как и другие производители и импортеры, она изыщет внутренние резервы для сохранения цен на прежнем уровне. Разумеется, это стало неприятной новостью для участников рынка, уже анонсировавших рост собственных тарифов. По логике конкурентной среды обязан был последовать ответ в стиле «черного PR». А поскольку поводов для критики посвежее не нашлось, вспомнили о докарантинном ценообразовании.

Можно долго обсуждать высоколобую дискуссию двух заинтересованных лиц о том, что такое монополия, и почему она является злом. В процессе обсуждения эксперты Kun.uz договорились до того, что ввоз зарубежных автомобилей в Южную Корею обходится импортерам от 0% до 2% в зависимости от страны-экспортера. Это многое говорит об уровне профессионализма тех, кто, лично работая на упомянутом рынке, почему-то не в курсе того, что помимо НДС 10% акциз в зависимости от типа двигателя для импортных авто составляет в Корее от 10% до 20%, и это еще не говоря о налоге на приобретение при регистрации в 7%. Согласитесь, разница между 0% и 37% довольно существенна, поэтому стоит ли держать читателей уважаемого онлайн-издания за совсем уж недалеких людей – вопрос вполне актуальный.

Далее люди, претендующие на звание экспертов, подвергают сомнению прозрачность и весомость налоговых выплат «Узавтосаноат». При этом ни для кого не является секретом точная сумма отчислений компании в бюджет и внебюджетные фонды предприятиями автопрома хотя бы за I квартал текущего года: более 1 триллиона 537 миллиардов сумов, что на 270% больше показателя аналогичного периода прошлого. Для сравнения, в 2018 году компанией было уплачено 1 триллион 672,3 миллиардов сумов, что не многим больше показателя только за один квартал текущего года.

Поскольку все оставшиеся налоговые льготы для «Узавтосаноат» были отменены еще в октябре 2019-го, в текущем году плановый показатель выплат налоговых отчислений составляет 4 триллиона 194,9 миллиардов сумов, что позволит достичь темп роста в 250% к 2018 году, являвшемуся «льготным» по налогам.

Эти цифры автоматически выводят «Узавтосаноат» в число крупнейших налогоплательщиков страны, и на их фоне голословно обвинять целую отрасль в уклонении от налогов за мифический ввоз Orlando – это нарушение не только журналистской и бизнес-этики, но и действующего законодательства.

Реальность такова: можно на все лады склонять слово «монополия», опираясь при этом на личные ощущения и взятые с потолка цифры, а можно опереться на точные и легко проверяемые данные. Увы, на сей раз выбор (намеренно либо случайно) был сделан не в пользу фактчекинга. Иначе как объяснить однобокое освещение мартовских событий на фоне звенящей тишины по поводу целой россыпи выгодных ценовых предложений от «UzAuto Motors», объявленных в апреле? Как понять обвинения в оптимизации налогов за несуществующие импортные Orlando без малейшего упоминания того факта, что заводы «Узавтосаноат» увеличили выплаты только по НДС в 95 раз по сравнению с прошлым годом?

Анализ, действительно претендующий на глубину, не обошёл бы молчанием тот факт, что автомобили производства стран СНГ – тех же Lada от АвтоВАЗ или Hyundai российского производства – никогда не облагались и не облагаются теми таможенными пошлинами, которыми пугают различные «эксперты» доверчивых читателей. Так, может, популярность продукции «UzAuto Motors» – это все же вопрос осознанного выбора потребителя, а не его отсутствия?

Как бы то ни было, «Узавтосаноат» не намерен поддаваться давлению извне ни со стороны импортеров, ни со стороны «экспертов», неумело манипулирующих подчас выдуманными фактами. Наша позиция неизменна: мы не станем повышать цены в связи с внедрением утилизационного сбора. Его выплаты не будут переложены на плечи клиентов. Обойдёмся внутренними ресурсами: совершенствование бизнес-процессов и повышение эффективности корпоративного менеджмента, а также управления издержками – останутся приоритетами «Узавтосаноат», - говорится в комментарии.

От редакции: в интервью, представленном Kun.uz, обсуждались нарушения АО «UzAuto Motors» правил свободного рынка и некоторые недостатки в законодательстве.

В частности, были поставлены под сомнение такие факты, как оформление окольными путями готовых автомобилей как полуфабрикатов (комплектующих) при импортировании автомобилей премиум-класса.

Модели Orlando, Malibu, Tracker были приведёны только в качестве примера автомобилей премиум-класса. И продажа или снятие с производства в нашей стране Orlando – не относится к теме обсуждения. В опровержении «Узавтосаноат» никак не были прокомментированы основные вопросы, затронутые в статье.

Основными же вопросами, ставшими темой для обсуждения в интервью, содержали следующее:

  1. При таможенном оформлении АО «UzAuto Motors» импортируемые автомобили оформляются как готовые автомобили или как не полностью собранные «комплектующие»?
  2. По нашим данным, автомобили премиум-класса поступают в состоянии SUP (single unit package), то есть в собранном состоянии. Тогда в каком размере компания уплачивает НДС за авто при таможенном оформлении? Сколько таможенной пошлины? Если она освобождена от этих выплат, то на основании каких документов предоставлена эта льгота?
  3. Будет ли оплачивать АО «UzAuto Motors» утилизационный сбор за импортируемые автомобили с 1 августа? Советник директора АО «UzAuto Motors» Ильяс Джаббаров рассказал в интервью средствам массовой информации, что новый утилизационный сбор не повлиял на стоимость производимых компанией автомобилей.

Возникает вопрос, а почему не повлиял? К примеру, согласно приложению к постановлению Кабинета Министров №347, к стоимости транспортных средств в зависимости от объёма двигателя прибавляется утилизационный сбор от 30 до 300-кратного размера базовой расчётной величины. Каким образом предприятие может взять на себя такие суммы? Предоставлена ли компании какая-то льгота или преференция в этом отношении?

  1. Когда АО «UzAuto Motors» начнёт вести свою финансовую отчётность на основе политики открытости и гласности? Сколько процентов составляет маржа предприятия от импортируемых автомобилей? К примеру, цена Malibu2 на родине, в Южной Корее, начинается от 19.909$. А у нас они продаются по цене более 32.000$. Разница составляет почти 11.000 долларов. Есть ли какая-то формула по установлению цен предприятием на импортные автомобили? Или просто, на авось, установили надбавку в 10.000 долларов (30%)?

И таких вопросов очень много. Мы ждём ответа от ответственных лиц АО «Узавтосаноат» и АО «UzAuto Motors».

Новости по теме