Почему сокращаются уроки по родному языку? – Беседа с директором республиканского образовательного центра
Сокращение часов по предмету «родной язык» в системе народного образования стало предметом горячих дискуссий в СМИ и социальных сетях.
Споры по этому поводу особенно разгорелись после разъяснений министра народного образования Шерзода Шерматова и претензий, высказанных главой демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» Алишером Кадыровым.
В целях получения подробной информации по этому вопросу, а также внесения ясности в причины оптимизации часов по данному предмету, корреспондент Kun.uz организовал интервью с руководителем республиканского образовательного центра Шухратом Саттаровым.
- Шухрат, расскажите немного о деятельности образовательного центра.
- Можно сказать, что республиканский образовательный центр является сердцем системы образования. Содержание образования и последующие планы готовятся именно здесь. В этих стенах создаётся всё, что касается образования: от простых учебных стандартов, до учебных программ, учебников и методик преподавания. Республиканский образовательный центр отвечает на вопросы, что и как мы преподаём.
- С какой целью было внедрено нововведение, вызвавшее шквал дискуссий, то есть сократили часы по предмету «родной язык» в школах? Кроме того, какая оптимизация ожидается на примере этого предмета?
- В первую очередь следует отметить, что мы знаем Алишера Кадырова как сильного политика, но, прежде чем делать такое заявление, неплохо было бы досконально знать суть вопроса. Разве мы не ставим перед собой основную цель изменить систему? Если мы хотим прогресса, разве не нужно меняться? Разве не нужно принимать новшества? Если мы начнём страстно критиковать любое новшество, то это может сослужить плохую службу общественности. Или, можно показывать правительство врагом в глазах народа. В заявлении есть ряд недоразумений. Язык – это огромный клад, богатство, формирующее мышление человека.
Существует приказ министра народного образования №52 – «Об утверждении опорных учебных планов для общеобразовательных средних школ на 2020/2021 учебный год». Для общеобразовательных средних школ установлены недельные учебные часы. Намечено, по сколько часов какой предмет ребёнок должен изучать в течение недели. При этом ни в одном классе не указано, что родной язык будет вестись всего два часа в неделю. Тогда как в заявлении говорится о том, что родному языку будет отведено всего два часа. В этом году в оптимизированных начальных вторых и четвёртых классах родной язык будет преподаваться по 7 часов в неделю, а в 5-6 классах – по шесть часов. То есть, если ученик в день будет изучать пять предметов, одним из них будет родной язык.
Существует учебная нагрузка, показывающая время, выделенное на усвоение учеником определённого предмета в классе. В течение года учащиеся проводят 327 часов времени для изучения различных предметов в классе. В 2019-2020 учебном году этот показатель составил 327 часов, а с нового учебного года нам дали поручение по оптимизации. Мы сократили годовую учебную нагрузку до 314 часов. Из них 68 часов выделены на предмет «родной язык и литература». Это составляет 20,7 процентов общей учебной нагрузки.
Новшеством является то, что при учебной нагрузке 314 часов для предмета «родной язык и литература» предназначено 57 часов, а это - 20,4 процента от общей учебной нагрузки. То есть, изменение не составит даже одного процента.
В учебниках сократят грамматику, теорию, теперь будет их легче усваивать. Не следует забывать, что если ученик в течение 6 дней постоянно изучает один предмет, ему становится трудно. Качество усвоения снижается. Международная аналитика показывает, что если в течение недели предмет изучается более 5 часов, он надоедает ученику, потому что каждый день практически одно и то же. А наши учебники наполнены грамматическими, теоретическими правилами, и, конечно, ребёнку очень трудно это всё «переварить». Эта проблема вызывает недостатки, связанные с показателем успеваемости.
Так давайте будем обучать ученика 4-5 часов в неделю, и учить его с помощью лёгких, жизненных, практических правил, упражнений. Тогда ребёнок хорошо будет понимать свой язык. И только в этом случае язык будет служить развитию его мышления.
- Кто был инициатором оптимизации предмета «родной язык», и какие специалисты над этим работают? Опыт каких иностранных государств был взят за основу?
- В республиканском образовательном центре по каждому предмету есть научно-методические советы. К этим советам привлечены ведущие учёные, учителя-практики. В научно-методическом совете по родному языку и литературе участвуют такие крупные учёные, как Хамидулла Дадабоев, Низомиддин Махмудов, Бахтиёр Менглиев, Козокбой Йулдошев, Валижон Кодиров. Специалисты провели исследования, в ходе которых пришли к такому выводу, что качество преподавания языка не следует связывать с часами. Качество необходимо больше связывать с методикой и практикой. Только тогда у ребёнка появится навык по применению изученного в жизни.
Во всём мире есть программа международного оценивания – PISA. Эта программа оценивает показатель успеваемости учеников, и там есть такой раздел, как оценивание языковых навыков. Сегодня на высших позициях этого рейтинга находятся Финляндия, Эстония, Белоруссия, Англия, Южная Корея. Мы также обратили внимание на эти государства при изучении иностранного опыта.
К примеру, в Эстонии количество часов по родному языку составляет 39, в Германии – 41, в Финляндии – 42, в Южной Корее – 46 часов. А у нас этот предмет ведётся 64 часа. В течение года в Узбекистане количество часов по этому предмету составляет 1938. Это один из самых высоких показателей в мире. А в вышеприведённых государствах это число составляет в среднем 1300-1600 часов. У нас родной язык и литература являются двумя отдельными предметами. А в большинстве стран мира этот предмет не разделяется, поскольку, литература тоже служит языку.
- Министр народного образования Шерзод Шерматов высказал мысль о том, что молодые люди, оканчивающие школу, вырастают неграмотными. Но ведь на родной язык и литературу выделяются столько часов, почему же тогда ребёнок неграмотный? Где здесь ошибки?
- Мы больше занимали учеников различными правилами, текстами. Заставляли учить ответы на вопросы «что», «когда», «где». Давали тексты, программы, направленные на заучивание. А сейчас мы рассматриваем, как это происходит сегодня во всём мире. Везде обращается внимание на содержание, креативность, творческий подход.
Я и сам филолог. Думаю, что другие знают меня как специалиста, хорошо знающего язык. Но если я сам себя буду оценивать, то по сегодняшним правилам родного языка, могу поставить себе только 2 или 3. Поскольку, всё опирается на правила, грамматику, теорию. А во всём мире есть отдельное направление «творческое письмо». Но наши учёные занимались наукой только в плане теории, и получили свои высокие звания именно с помощью теории.
Когда же мы сможем сформировать у детей такие навыки, как понимание на слух, понимание прочитанного, выражение своего мнения о происходящем? Учебники все наполнены теорией.
Вскоре мы собираемся создать учебники нового поколения. К примеру, если рассматривать учебник родного языка для 5 класса, это очень хороший учебник, составленный под руководством Низомиддина Махмудова. 40 процентов теории оттуда было исключено. Вместо этого мы дали тексты. Пусть ребёнок больше работает с текстами и понимает их суть. Посоветовавшись с учителями-практиками, мы убедились, что сегодня всей школе нужно уйти от теории и больше ориентироваться на практику. До сих пор учебники составлялись учёными, и их очень трудно понять. Даже учитель их не всегда усваивает.
С нового учебного года при составлении учебников в состав рабочей группы авторов будут включаться также учителя-практики. Поскольку потенциал учеников им хорошо известен. Если учёные обогащают учебники новшествами, то учителя будут направлять их больше на практику. Такое единомыслие послужит созданию хороших учебников.
- Министерство народного образования беспокоит то, что в школах очень много часов по предмету «родной язык», но почему тогда вы ни разу не упомянули вопрос алфавита, который является проблемой уже 30 лет? Ведь из-за этого миллионы молодых людей не могут правильно писать, грубо говоря, становятся неграмотными. Почему министерство молчит?
- Сегодня в министерстве народного образования происходят большие изменения. Министерство и подведомственные ему организации стали первыми, кто стал вести документацию на латинице. Язык и письмо стали вопросом общенациональной значимости. Нет возможности решить его только на уровне министерства. Верно, у нас должна быть своя твёрдая позиция. Возможно, скоро так и будет. Потому что мы выпускаем подготовленных нами кадров на рынок труда. Молодые сотрудники предпочитают латинскую графику, а более взрослые – кириллицу. В этом плане между двумя поколениями возникает препятствие.
По-моему, для полной реализации реформ общенациональной значимости, все-таки имеется потребность в смене поколений.
Беседовал Ильяс Сафаров
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва