Следует оперативно решить этот вопрос – Антимонопольный комитет рассказал о проблеме, с которой столкнулась компания Qanot Sharq
Председатель Антимонопольного комитета Нажмиддинхужа Шарипов сообщил, что в государственной стратегии, утверждённой в начале года, было намечено создание не менее пяти новых местных авиакомпаний в 2020 году, но в этом направлении работа не выполнена в достаточной мере.
Шарипов затронул этот вопрос на мероприятии, проведённом в Антимонопольном комитете в сотрудничестве с комитетом по вопросам бюджета и экономических реформ.
«Сейчас открыта только компания Humo Air, но она не составит конкуренции для Uzbekistan Airways. У неё другое направление. Если посчитать, что из 5 авиакомпаний создана одна, то на Министерство транспорта возложено открытие ещё 4 авиакомпаний. Но мы ещё не видели конкурента.
Ещё одна сторона вопроса – приезжают конкуренты, они обращались к нам по этому поводу. Представители авиакомпании Qanot Sharq, осуществлявшей свою деятельность в течение определённого срока, и снова намеревающейся начать работу после перерыва, изъявили желание прийти в аэропорт и заключить договор. Но для них пока не утверждены цены, поэтому договор с ними не был заключён. При этом, не нужно утверждать новые цены» - говорит председатель комитета.
Как отмечалось, согласно законодательству, цены предоставляются в Министерство финансов по согласованию с Антимонопольным комитетом и Министерством транспорта. Однако до утверждения новых цен имеются действующие старые цены.
«Существует 2 пути создания новой компании. Во-первых, необходмио заключить договор с новой компанией на основе цены, утверждённой Министерством финансов, и пересмотреть цену для АО Uzbekistan Airways, сделав её подороже. Во-вторых, следует применить в отношении авиакомпании Qanot Sharq более низкую цену, чем для Uzbekistan Airways.
Мы вели переписку по этим вопросам с соответствующими министерствами, и рекомендовали применить более низкую цену для второй компании. Но в Uzbekistan Airports пока не решили этот вопрос. Если вопрос не решится в течение 1-2 дней, то нам придётся возбуждать дело, исходя из своих обязанностей» - заявил Нажмиддинхужа Шарипов.
Он отметил, что это – тоже не решение, в этом случае предприниматель потеряет время.
«Поэтому Министерству транспорта и Uzbekistan Airports следует оперативно решить этот вопрос. Или установить одинаковую цену для новой авиакомпании и Uzbekistan Airways, или довести тариф АО Uzbekistan Airways до уровня тарифа министерства финансов. В любом случае, следует достичь одинаковых цен» - говорит он.
Заместитель министра транспорта Жасурбек Чориев прокомментировал вопрос, и сообщил, что задействованы все возможности, имеющиеся у министерства, для создания местных авиакомпаний и предоставления им всех условий.
«Мы несколько раз встречались с представителями компании Qanot Sharq, изучали их концепцию. Тарифы аэропорта играют большую роль в деятельности авиакомпании. Следует определить тарифную базу, потому что тарифы аэропорта очень важны в последующей деятельности.
Мы временно разрешили им осуществлять деятельность на основе старых цен, применяемых для компаний. Компания Qanot Sharq сейчас ведёт переговоры с производственными и лизинговыми предприятиями авиакомпаний. На это уйдёт ещё 2-3 месяца» - ответил заместитель министра.
· Для сведения, компания Qanot Sharq была зарегистрирована в 1998 году, она специализируется на грузовых и пассажирских авиаперевозках. С 2003 по 2012 год компания арендовала у национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» самолёты Ил-76, и осуществляла чартерные рейсы как первая частная авиакомпания Узбекистана. Компания осуществила перевозку более 150 тысяч пассажиров. После перевода всех самолётов Ил-76 Министерству обороны Узбекистана, сертификат эксплуатанта Qanot Sharq был приостановлен.
· В августе 2019 года сообщалось, что Qanot Sharq планирует создать в Узбекистане частную авиакомпанию, арендовать для начала 2-3 самолёта и регулярно расширять свой флот.