Узбекистан | 11:07 / 14.10.2020
18902
8 минут чтения

Абитуриенты с максимальным баллом 189 - поступают по контракту, а набравшие 72 балла получают грант. Следует изменить несправедливую систему приёма

В этом году, как никогда, ощущалось чрезмерное количество льгот для поступления в вузы. Различия между баллами, набранными абитуриентами со льготами и без льгот, при этом их приём на учёбу на основе контракта или гранта потрепали многим немало нервов. Среди них и будущие врачи.

Подготовленные парни и девушки набрали по 189 баллов и приняты на учёбу на платно-контрактной основе, однако абитуриенты, набравшие гораздо меньше баллов, приняты на учёбу по гранту по этому же направлению этого же вуза. И таких случаев немало.

Да, при подсчёте победителей спортивных соревнований вне общей квоты, многие абитуриенты, набравшие максимальный балл, были переведены на грант. Но сколько ещё тех, кто набрал максимальный балл, и принят в студенты на контрактной основе. Среди них имеются и будущие медики.

Они приняли решение стать врачом, подали документы по выбранному направлению, и знали о том, что даже если наберут максимальный балл, будут учиться только на контрактной основе, так как в квоте приёма отсутствовали места для гранта. Однако непонятный порядок приёма вынудил их отправиться в поисках справедливости.

Утверждена целевая квота приёма на дневные отделения медицинских вузов республики для регионов с высокой потребностью в кадрах с высшим образованием в сфере здравоохранения. Согласно этой квоте, молодые люди, проживающие в регионе с высокой потребностью в медицинских работниках, будут участвовать в конкурсе целевого приёма с условием отработать определённый срок после окончания учёбы. И, в зависимости от количества мест, выделенных для целевого приёма в определённом районе, абитуриенты, набравшие самые высокие баллы, будут приняты в студенты на основе гранта.

Целевой приём

К примеру, по направлению лечебного дела Ташкентской медицинской академии на основе целевого приёма для молодых людей из Бектемирского района по направлению образования на узбекском языке выделено 2 места гранта. Для парней и девушек из этого района проходной балл на грант составил 148,2 балла. Тогда как для тех, кто не участвовал в конкурсе в рамках целевого приёма, проходной балл в этот же вуз, по этому же направлению, на платно-контрактной основе, составил 179,5 баллов.

К примеру, какой-то абитуриент не поступал в рамках целевого приёма, потому что району, где он проживает, не выделили такой квоты, или он выбрал не вуз с целевой квотой, а, скажем, столичный вуз. Получается, что хотя он и набрал больше баллов, но вынужден учиться на контрактной основе, а те, кто набрал меньше баллов – на основе гранта.

Верно, на обучающихся на основе целевого приёма возложено обязательство отработать определённый срок в своём регионе. Но молодой человек, поступивший на контракт с высшим баллом, возможно, сможет сделать то же самое: то есть, может, он тоже намеревается поехать в регионы с высокой потребностью в медработниках (даже если он там не родился), и отработать там какое-то время. В данный момент разрабатывается система, поощряющая такие действия.

В такой ситуации, очень много тех, кто подал документы в медицинские вузы, получил 189 баллов, но был принят на контракт, потому что не участвовал в целевом приёме.

Кудратулло Тухтасинов – уроженец Ферганского района Ферганской области. Он набрал 189 баллов, и рекомендован в студенты на платно-контрактной основе по направлению «Лечебное дело» Андижанского государственного медицинского института. Но по этому направлению этого вуза имеются и участники целевого приёма, кто поступил на основе гранта, получив около 140 баллов.

Жамшидбек Имомов родом из Бувайдинского района Ферганской области. Он подал документы в Ташкентскую государственную медицинскую академию по направлению «Лечебное дело», и стал студентом на платно-контрактной основе, набрав 189 баллов. В этом вузе тоже имеется много молодых людей, поступивших в рамках целевого приёма на основе гранта с гораздо более низкими баллами. К примеру, для абитуриентов Арнасайского района достаточно было 132,7 баллов, чтобы пройти на грант.

Зато самые знающие молодые люди, набравшие максимальные баллы, не участвовали в квоте целевого приёма, и поэтому будут оплачивать свою учёбу.

«Я подала документы в Бухарский медицинский институт по направлению «Лечебное дело» с русским языком обучения, получила 189 баллов и поступила на контракт. Однако, по этому же направлению, студент из Джандарского района был принят на основе гранта с 72,7 баллами» - говорит студентка первого курса Диёра Исматова.

Группа молодых людей-добровольцев сообщили Kun.uz, что от имени молодых людей, поступивших на контракт с максимальными баллами, направлено предложение в Государственную приёмную комиссию.

По словам одного из активистов, репетитора Равшана Меликузиева, они предложили принимать абитуриентов, набравших максимальный балл, автоматически на основе государственного гранта.

«Абитуриент готовится к поступлению на учёбу в течение нескольких лет, приходит на экзамен, решает верно все тесты и поступает по контракту, из-за того, что для областей нет квоты гранта. Но другой абитуриент, набравший меньше баллов, поступает на учёбу на основе гранта, потому что участвовал в целевом приёме.

Верно, здесь всё законно, но эти законы сами по себе ошибочны. Каким бы ни было направление, выделены ли по нему гранты, или не выделены, но абитуриент, на 100 процентов верно решивший тесты с помощью своих знаний, обязан учиться на основе гранта. Потому что он доказал, что у него есть знания. Что ещё нужно сделать, чтобы получить грант?

Следует пересмотреть систему приёма на учёбу. В любом случае, независимо от направления, абитуриенты с максимальными баллами без всяких исключений, должны быть приняты на учёбу на основе гранта.

Очень много нелогичных льгот. Не следует выделять льготы всем подряд, нужно конкретно установить, что знающие абитуриенты, набравшие максимальный балл, должны учиться на основе гранта. Это не льгота, а логичное и справедливое решение.

Пандемия показала, что потребность в сильных медработниках очень велика. Не нужно допускать, чтобы знающие абитуриенты с максимальными баллами бросили направление медицины из-за того, что у них нет возможности оплачивать контракт» - говорит он.

Абитуриенты делают выбор самостоятельно: выбирают профессию, определяют, в каком вузе будут оплачивать контракт, в зависимости от условий. Неверно, что студент, набравший больше баллов, чем остальные, будет учиться на контрактной основе, просто потому, что он не родился в каком-то районе или в регионе.

Это ещё раз показывает, что предоставление льгот при поступлении в вузы не всегда правильно. Уже достаточно говорилось о других неравенствах, возникших по причине льгот.

Мы надеемся, что Государственная комиссия уделит достаточно внимания приёму на учёбу в образовательные учреждения.

Зилола Гайбуллаева
пер. Анастасия Ткачева

Новости по теме