О льготах по НДС, неэффективном законе депутатов и молчании правительства
Группа депутатов Законодательной палаты Олий Мажлиса предложила освободить некоторые виды продовольственной продукции от налога на добавленную стоимость посредством внесения изменений в Налоговый кодекс. Но вместо ожидаемого результата это может причинить больше вреда экономике.
По инициативе депутатов Комилжона Эрназарова, Максуда Курбонбоева и Абдугани Умирова законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс был представлен на обсуждение парламента. В данное время законопроект утверждён нижней палатой и направлен в Сенат.
Настоящим законопроектом до 1 января 2021 года предусматривается временное освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по импорту в Республику Узбекистан сахара, в том числе, сахарного сырья, а до 1 июля 2021 года – картофеля, растительного масла, мяса, живого крупного рогатого скота и продукции, полученной в результате убоя, а также их реализации.
Целью принятия данного закона является снижение цен на сахар, мясо, растительное масло и картофель на внутреннем рынке. В соответствии с действующими законами, внедрение налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость установлено только Налоговым кодексом. По этой причине, по инициативе группы депутатов был разработан законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс» и представлен на обсуждение парламента.
Как говорил бывший премьер-министр России Виктор Черномырдин, «хотели как лучше, а получилось, как всегда». Дело в том, что в законопроекте предусмотрено предоставление льгот по НДС на импорт картошки, растительного масла, мяса, живого крупного рогатого скота и продукции, полученной в результате убоя. Кроме того, их продажа тоже может быть освобождена от НДС. Но местный производитель, импортирующий сырьё для производства растительного масла, корм для скота и семена картошки, будет облагаться налогом. Если принять закон так, как есть, то какие изменения он повлечёт? Далее представляем вашему вниманию несколько сценариев на примере производства масла.
Сценарий 1 – импортёр «сломает» производителя
Местный производитель не сможет вступить в сильную конкуренцию с импортным товаром по причине проблем с ценами и сырьём. Поскольку сырья для изготовления указанных товаров в Узбекистане не в избытке. К примеру, местные производители масла закупают семена подсолнечника в Казахстане и России. Они смогут конкурировать с импортом с преимуществом в цене примерно 500 сумов. А о качестве, упаковке и маркетинге масла и речи не идет. Если импортный товар освободят от НДС, то это не означает, что он подешевеет в Узбекистане на 15 процентов (действующая ставка НДС).
Если не будет разницы в цене 400-500 сумов и, следовательно, будет борьба, это не означает, что импортер, освобожденный от НДС, (если импорт 1 литра растительного масла в Узбекистан стоит 14 тысяч сумов, то после принятия закона, расходы уменьшатся на 2100 сумов) сразу снизит цену на 2100 сумов. Если импортёр назначит цену в 13 тысяч сумов, то он сэкономит 1100 сумов на освобождении от НДС, а также спокойно устранит местных конкурентов. Местному производителю, импортирующему сырьё из-за рубежа с НДС, отмена НДС при реализации товара пользы не принесёт. Они отдадут импортёру преимущество в 400-500 сумов. Скоро промышленность по производству масла в Узбекистане может превратиться в историю, а продовольственная безопасность страны сделает шаг в неизвестное будущее.
Сценарий 2 – цены на куриное мясо и яйца всё равно повысятся
Ни для кого не секрет, что остатки семян подсолнечника являются кормом для домашней птицы. Сейчас местные производители продают остатки импортируемого подсолнечника (шрот) местным птицефабрикам в качестве корма. При этом, даже если предприниматель не имеет никакой прибыли от шрота, он продаёт его птицефабрике так как у него нет возможности использовать его в иных целях. Поэтому, шрот, импортируемый из-за рубежа, не сможет устоять перед ценой, установленной в Узбекистане.
Но если законопроект будет одобрен в Сенате, то местные производители резко сократят импорт подсолнечника, а это вскоре отразится на ценах на яйца и куриное мясо. То есть, законопроект принят вслепую, без глубокого изучения воздействия одной отрасли промышленности на другую.
Сценарий 3 – психологический эффект
Целью принятия настоящего законопроекта является снижение цен, люди ждут, что товары значительно подешевеют. Но цифры не соответствуют ожиданиям. К примеру, импортируемое масло за 14 тысяч сумов может стать дешевле на 500-1000 сумов, то есть, НДС не является фактором, сильно влияющим на цену. Ожидания населения не оправдаются, и начнётся недовольство.
Кроме того, снизится местное производство, потребительский рынок перейдёт в руки импорта, а импортёр воспользуется дефицитом на товары, и у него появится возможность увеличить цены. В условиях высоких цен местные производители снова вступят в «игру». Но вернуть назад прежние цены уже не получится.
Сценарий 4 – все будут освобождены от НДС, и начнётся неопределённость
Представьте: производители масла освобождены от НДС на импортируемое сырьё. Возникает вопрос: освободят ли от НДС семена хлопчатника для хлопкового масла? А кластер, продающий семена? Согласно теории, следует разорвать цепочку с двух сторон, чтобы льгота на НДС дала свой эффект. Иначе в экономике снова появится чересчур много льгот, и «воспрянет духом» нечестная конкуренция.
Сценарий 5 – лоббизм и скорое изменение закона
Члены парламента знают, что законопроект даст отрицательный эффект, но принимают его. Тут возникает сомнение. Лоббисты, появившиеся среди депутатов, могут принять законопроект в интересах некоторых импортёров. После критики общественности, обратного эффекта на рынке и недовольства, в закон будет быстренько внесено изменение. Но некоторые импортёры за это время уже успеют ввезти в страну большой объём товара без уплаты НДС.
Почему повысились цены на растительное масло?
Как мы отметили, местное производство зависит от сырья, импортируемого из-за рубежа. Летом текущего года в регионах России, где выращивается подсолнечник, наблюдалась сильная засуха. Появился риск неурожая. Правительство выступило с предложением по возможности не экспортировать за границу семена подсолнечника. По урожаю этого года пока нет конкретных данных, это станет известно в конце октября. После этого, русские и казахские фермеры смогут беспрепятственно продолжать экспорт семян подсолнечника. А пока фермеры предпочитают экспортировать по высокой цене, без риска. Опасение фермеров, контроль экспорта российским правительством с тарифными и нетарифными ограничениями повлияли на деятельность предпринимателей Узбекистана. В результате, цены на рынке выросли.
Отсюда можно сделать вывод, что экономика не приемлет активного вмешательства политиков, и откликается негативом. Лучше, когда ею управляет только рынок. Прошу Сенат критически пересмотреть настоящий законопроект и отдавать приоритет только интересам народа.
Алишер Рузиохунов
Перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачева
Новости по теме
12:16 / 19.09.2024
С 2025 года объединения инвалидов лишатся льготы по НДС на перевозку пассажиров
15:18 / 04.09.2024
Некоторым предпринимателям возвратят часть НДС
10:53 / 04.09.2024
Ставка налога на прибыль для предприятий общественного питания будет снижена на 50 процентов
17:28 / 20.08.2024