Мир | 12:46 / 04.01.2021
2637
5 минут чтения

Жизнь на экранах: что они «дарят» взамен минут?

Человечество живёт у экранов. Почти у каждого человека в руках небольшой экран. Экраны смартфонов, компьютеров, телевизоров, кинотеатров, рекламные мониторы на улицах уже почти целый век формируют представления, чувства человека.

Фото: Flickr

Медиа, мультфильмы, кино, сериалы, реклама, книги – всё это определяет характер зрителя, его мысли и даже мечты.

Американские исследователи утверждают, что рассказы, услышанные или увиденные человеком, снова прокручиваются у него в мозгу. Мозг делит постоянно поступающую информацию на фрагменты, чтобы её упростить и организовать. Эти фрагменты, накапливаясь, формируют мировоззрение человека, и он начинает делать свои выводы из усвоенной информации.

В результате, зритель чувствует то же, что и персонаж на экране. Будь то правда, или ложь, он в это верит, применяет к реальной жизни, или ждёт от других таких же поступков, как у героев фильмов или сериалов.

Воздействие фильмов на мозг – на примере проблемы расизма

Британские учёные в 2006-2016 году провели исследования 45 тысяч персонажей из британских фильмов. Всего 0,5 процента этих ролей сыграли темнокожие британцы. Но в фильмах о преступлениях, тюрьмах в 64 процентах ролей задействованы именно такие актёры. Ко всему прочему, они в фильмах обычно представлены как агрессивные преступники, насильники.

Когда темнокожий персонаж появляется на экране, «белым людям» приходят на ум идеи расизма, колонизаторства, рабства.

В целом, стереотип о том, какими должны быть темнокожие британцы, искусно закладывался в фильмах «белыми людьми». При этом, режиссёров также можно назвать жертвами своих фильмов: они невольно, бессознательно выбирали темнокожих актёров на роли отрицательных персонажей.

Поэтому можно сказать, что медиа – это сила, формирующая личность. У человека появляется доверие к какой-то идее, формируется представление или меняются сложившиеся понятия.

Краткий экскурс в историю сериалов

Транслирование в эфире череды взаимосвязанных событий в несколько приёмов началось на американском радио в 1930-е годы. Основной аудиторией сериалов считались женщины-домохозяйки. В те времена 3 из 4 американских женщин сидели дома, не работали.

В целях увеличения доходов от рекламы, радиокомпании начали искать спонсорские компании для многосерийных эпизодов. При этом, в основном, они искали предприятия, соответствующие их аудитории, точнее говоря, продающие вещи для быта, хозяйства. Раньше в сериалах рекламировали мыло и тому подобную хозяйственную продукцию. Поэтому перевод слова «сериал» на английский язык звучит как «soap opera» - мыльная опера.

В начале 50-х годов сериалы перешли на экран телевизора, и стали длиться до 30 минут. До 50-х годов в классических американских сериалах обычно речь шла о семье среднего класса, проживающей в небольшом городке.

В 1970-е годы в производстве сериалов произошла революция. В это время там начали поднимать серьёзные темы: наркомания, супружеские измены, расизм, насилие, преступность, романтические и семейные отношения стали основными темами. Продолжительность одной серии продлили до 60 минут, и стали показывать их в вечернем эфире.

Сегодня тысячи людей могут просмотреть целые сезоны сериалов за несколько дней по интернету и платформам типа Netflix.

Сериалы помогают зрителю решить его проблемы

Психолог Зебинисо Ахмедова рассказала о формировании идеологии аудитории сериалов, об их воздействии на реальную жизнь зрителя.

«Сериалы напоминают людям о реальной жизни. То есть, если в жизни человека возникнет ситуация, как в сериале, ему предлагается один из способов действий в таких обстоятельствах. Сериалы служат указателем, когда люди сами не могут найти выход. В сложной ситуации люди теряются, не знают, что делать, тогда они могут открыть в себе внутренний мир персонажа, и поступить точно так же.

В целом, нужны мотивирующие, оптимистичные фильмы, в которых побеждает добро. Не нужно показывать фильмы, пропагандирующие непорядочность, где судьба человека становится игрушкой.

Считаю, что, прежде чем демонстрировать фильм узбекской аудитории, нужно его проверить. Перед показом фильма его должны оценить психологи» - так считает психолог Зебинисо Ахмедова.

Вместе с тем, психолог рекомендует женщинам-домохозяйкам найти себе дополнительное хобби, к примеру, выращивать цветы в свободное время.

Мир медиа окружил нас, и, естественно, мы живём, мыслим, мечтаем под его воздействием. Всё, что там показывают, мы принимаем за чистую монету. Но вместе с фильмом уходит и время. Выбор остаётся за зрителем.

Зухра Абдухалимова
перевод: Вадим Султанов,
Анастасия Ткачёва

Новости по теме