Газ и свет: когда прекратится выплата субсидий богатым?
Согласно госпрограмме на 2022 год, подготовка к энергетической реформе должна наконец начаться в этом году. Без этого не избавиться от очередей на АЗС и постоянных отключений электричества. Однако реформы, и без того затянувшиеся на несколько лет, могут быть задержаны под новым предлогом - влиянием войны: до сих пор нет ни слова о проекте постановления, который должен был быть разработан к апрелю.
10 мая в социальных сетях высказаны опасения, что либерализация энергетического сектора снова может быть отложена. По мнению экономиста Отабека Бакирова, последствия российско-украинской войны теперь могут помешать реформам, которые были отложены из-за пандемии.
Он отметил также, что 7 из 10 предприятий с самыми высокими убытками среди госпредприятий, прямо или косвенно связаны с энергетикой.
«Из-за так называемых отраслевых предприятий мы выплачиваем огромные деньги за отсутствие доступа на рынок энергетическому сектору, и сумма этой платы растет из года в год. А ущерб, не отраженный в цифрах, не может быть измерен никакой величиной», — написал Отабек Бакиров.
Этим постом на своих страницах также поделились докторант Гарвардского университета, экономист Ботир Кобилов и известный Telegram-канал Davletovuz.
Когда будет готов долгожданный документ?
Узбекистану необходимо либерализовать рынки энергоресурсов и природного газа (с гарантиями социальной защиты). Об этом говорится в госпрограмме на 2022 год, утвержденной указом президента.
Согласно программе, проект указа президента по этому вопросу планировалось разработать к апрелю 2022 года. Проект должен включать:
- развитие здоровой конкурентной среды в энергетике;
- предоставление равных возможностей всем участникам;
- внедрение прозрачных механизмов ценообразования.
Госпрограмма также предусматривает внесение предложений в правительство по введению к апрелю 2022 года социальных норм потребления энергоресурсов для защиты малообеспеченного населения.
Хотя срок в указе истекает в апреле, с момента его подписания никаких новостей не поступало. Это может указывать на то, что вышеупомянутые опасения, выраженные в социальных сетях, вполне обоснованы и что энергетическая реформа, вероятно, будет отложена.
Kun.uz попросил пресс-службу Минэкономразвития и Минэнерго прокомментировать ход разработки проекта постановления, а также вопрос о том, будет ли он вынесен на общественное обсуждение до его принятия. Представители министерства заявили, что официальный ответ на запрос будет предоставлен в ближайшее время.
Узбекистан занимает третье место в мире по объему энергетических субсидий
По данным Международного энергетического агентства, Узбекистан занимает третье место в мире по соотношению энергетических субсидий к ВВП после Ливии и Венесуэлы: в 2020 году Узбекистан потратил на энергетические субсидии 3,9 миллиарда долларов, или 6,6 процента ВВП.
Для сравнения, в 2020 году на субсидирование энергетики было потрачено 3,9 миллиарда долларов, тогда как на народное образование в том же году было выделено в два раза меньше - 2 миллиарда долларов.
Такая система субсидирования, по мнению экономиста Бехзода Хошимова, делает бедных беднее, а богатых богаче.
Дело в том, что потребление энергии (воды, газа, электроэнергии, топлива) у бытовых потребителей напрямую связано с их уровнем жизни. То есть более богатая прослойка использует больше энергоресурсов. Проще говоря, человек, живущий в 3-этажном доме, потребляет значительно больше газа, электричества и воды, чем человек, живущий в 3-комнатной квартире. Миллионы людей не пользуются кондиционерами в своих домах (потому что могут не позволить себе это), а у других дома 2-3 кондиционера и так далее.
Однако цены на энергию субсидируются одинаково для всех, поэтому чем больше энергии потребляет потребитель (за каждый киловатт-час электроэнергии или за кубический метр природного газа, «невидимые» для потребителя, но покрываемые за счет общенациональных налогов) тем больше он пользуется субсидиями.
Иными словами, теперь каждому потребителю, использующему электроэнергию и газ, их стоимость компенсирует бюджет, а значит, чем больше потреблено энергии, тем большую компенсацию он получит.
Это, с одной стороны, приводит к тому, что затраты «богачей» со значительно более высоким энергопотреблением «взваливаются» на плечи каждого (попросту говоря, богатые используют дешевую электроэнергию и газ за счет бедных), с другой стороны, у потребителей нет стимулов к экономии энергии.
Задача, поставленная в госпрограмме на 2022 год, - ввести общественные нормы потребления (квоты) энергоресурсов, реализация которых может снизить описанное выше неравенство.
Новости по теме
15:52 / 03.06.2024
«Правильный вопрос» — Кучкаров о социальных нормах для негазифицированных домохозяйств
15:23 / 27.05.2024
С 1 июня максимальная цена на газ метан установлена на уровне 3750 сумов
13:54 / 07.05.2024
Сийярто: АЭС - единственное реалистичное решение для Узбекистана
15:01 / 04.05.2024