«Десятидневный путь преодолеваем за 15 дней» — пробки на таможне дорого обходятся для водителей как по времени, так и по стоимости
Кратное увеличение объемов экспорта – это вопрос уровня государственной политики. Однако товары, предназначенные на экспорт, застревают на таможне на несколько дней. В то время, как идет постоянная война за завоевание мирового рынка, отечественные «воины» вынуждены прозябать в ожидании на границе.
Проблема очередей на таможенных постах Узбекистана давно беспокоит водителей. Те из них, которые перевозят грузы в другие страны, десятидневный путь преодолевают за 15 дней, 5 из которых проводят в ожидании на пограничных постах.
Пограничный таможенный пост «С.Нажимов», известный как «Майский», расположен недалеко от города Ташкента. Через этот узбекско-казахстанский погранпереход сотни различных видов потребительских товаров отправляются на экспорт в другие страны.
Есть проблема, которая не решается уже много лет – водители грузовиков теряют по нескольку суток времени на пересечение границы.
Корреспондент Kun.uz посетила приграничный район и наблюдала более 150 грузовиков, стоящих в очереди.
Так почему эта проблема до сих пор не решена? Где «лекарство» от очередей и пробок на таможне? Чтобы найти ответы на эти вопросы, корреспондент Kun.uz изучила ситуацию.
Каноатбек Анварбеков, контролер автостоянки поста, рассказал, что в день к посту приезжают и стоят в очереди 100 грузовиков:
«Даже скоропорты [скоропортящиеся грузы – ред.] ожидают по 2 суток. Пограничный таможенный пост «не тянет» и 70 грузовиков в день. Например, сегодня все прошло хорошо, двое суток идут только «скоропорты». Остальные ждут своей очереди. Количество автомобилей в очереди доходит до 300».
Водители высказали возмущение сложившейся ситуацией. Говорят, что суточное ожидание в очереди вызывает и другие проблемы.
«Прошли сутки с тех пор, как мы приехали, и мы не знаем, когда придет наша очередь. У нас мало времени. Если мы проведем здесь один день, то на обратном пути проведем еще 3 дня. А впереди, после постов еще въезд в Россию. Мы завидуем водителям других стран. Они с удивлением спрашивают: «Почему у вас такой порядок?» Я за рулем уже 30 лет, и никогда так не работал. Оставляем семьи, но десятидневный путь преодолеваем за 15 дней», - говорит один из водителей.
По словам «дальнобойщиков», проблема с очередями наблюдается не только на этом посту, но и на других. Стояние в пробках по нескольку дней приводит к повышенным расходам, которые покрываются за счет самих водителей.
Kun.uz в ходе изучения темы также пообщался с председателем ассоциации «Экспортеры Узбекистана» Ёркином Маликовым. Он объясняет ситуацию следующим образом:
«Каждый день звонят до 20-25 экспортеров и водителей с жалобами на очереди на таможне. Мы связываемся с местными таможенниками и проясняем ситуацию. Изучаем, сколько грузовиков проходит в течение дня. Например, через пост «С.Нажимов» в сторону Казахстана может пройти 150 автомобилей, а поток автомобилей из Узбекистана составляет 200-250. Проезжают по 150 автомобилей в день, собирается еще по 80-100 грузовиков. Когда мы разговариваем с таможней, они ссылаются на технические проблемы на таможне соседних стран».
В самом ГТК подтверждают, что длинные очереди грузовиков становятся острой проблемой. Официальный представитель комитета отметил, что такие пробки возникают особенно на некоторых пунктах пропуска на узбекско-казахстанской границе.
«В целях недопущения возникновения подобных пробок, создания условий для водителей и граждан, Указом Президента №122 от 27 апреля 2022 года, предусмотрена перестройка и реконструкция нескольких наших постов в 2022-2023 годах. В том числе посты «Давуд ота», «Гишткуприк», «Навои» и «С.Нажимов», расположенные на узбекско-казахской границе.
Все они были построены несколько лет назад в соответствии с объемами внешней торговли, потоками транспорта и граждан, имевшихся в то время. Но, исходя из сегодняшней ситуации, требуется расширение пропускной способности наших таможенных постов.
В настоящее время принимаются системные меры. Если мы посмотрим на трафик за 6 месяцев, то на один день приходится не менее 300. А длинные очереди имеют место из-за значительного и многократного увеличения трафика через эти пункты.
Если мы завершим работы по реконструкции к 2023 году, то пропускная способность пунктов пропуска увеличится в несколько раз, а пробки будут полностью устранены», — сказал главный инспектор Главного управления таможенного контроля и оформления ГТК Атамуродов.
В общем, проблема есть, и вроде бы есть и те, кто думает над ее решением. Вопрос только в том, чтобы решить её вовремя.
А пока «драйверы экономики страны» продолжают терпеливо ждать, надеясь, что ветер дорог все же коснется их груди.
Дильшода Шомирзаева,
Абдукодир Тулкинов, Кun.uz.
Перевод: Вадим Султанов.
Новости по теме
14:29 / 21.12.2024
Внешнеторговый оборот Узбекистана почти достиг 60 млрд долларов
13:04 / 10.12.2024
Узбекистан предложил продлить преференции GSP+ еще на 10 лет
17:54 / 07.12.2024
Глава налоговой службы Кыргызстана арестован по подозрению в коррупции
11:20 / 06.12.2024