Статус самаркандского аэропорта, самолеты для местных рейсов и новый аэропорт в долине — интервью с Рано Джураевой
На пресс-конференции, посвященной открытию прямых рейсов авиакомпании FlyDubai в Самарканд, генеральный директор АО «Uzbekistan Airports» Рано Джураева дала интервью корреспонденту Kun.uz.
Генеральный директор АО «Uzbekistan Airports» рассказала, в частности, о введении режима пятой свободы в самаркандском аэропорту, развитии внутренних рейсов, а также о новом международном аэропорте, который планируется построить в Ферганской долине.
- На недавнем совещании Президент Ш.Мирзиёев поручил Министерству транспорта проинформировать авиационные власти всех стран о снятии всех ограничений на полеты и маршруты иностранных авиакомпаний в Самаркандском аэропорту. Значит ли это, что Самаркандскому аэропорту придан особый статус?
— Самаркандский аэропорт — самый современный и новый аэропорт древнего и величественного города, привлекающего туристов и расположенного в центре Узбекистана. Здесь вводится режим пятой свободы воздуха. Это очень важный режим для развития туризма. Что это нам дает? На основании этого режима разные авиакомпании могут привозить туристов из разных стран. Такие режимы введены в крупных туристических городах, таких как Стамбул и Дубай, центрах туризма. При таком режиме, авиакомпания одной страны может принимать на борт туристов из одной страны, лететь с ними в другую страну, а оттуда улетать в третью страну.
Например, тут спрашивали, могут ли туристы из Самарканда вылететь в Саудовскую Аравию на самолетах авиакомпании FlyDubai из Самарканда. Эта авиакомпания летает более чем в 70 городов, появляется возможность вылететь из Самарканда в любой из этих городов. Также можно привезти туристов из этих городов в Самарканд.
Поэтому особый статус, присвоенный самаркандскому аэропорту, объясняется тем, что Самарканд, прежде всего, популярный и привлекательный город, готовый принять большое количество туристов. Мы подготовили всю необходимую инфраструктуру для увеличения пропускной способности, чтобы в этот город летали авиакомпании, чтобы привозили сюда больше туристов.
— На совещании президент поднял вопрос об увеличении количества внутренних рейсов. Что делается по закупке самолетов меньшей вместимости для внутренних рейсов?
- Ранее я несколько раз выступала в СМИ и сообщала об открытии Silk Avia, дочерней компании АО «Uzbekistan Airports», специализирующейся на местных маршрутах и соединяющей местные аэропорты. Компания образована. Сейчас мы готовимся к поставке первых трех самолетов. Мы уже обучили и подготовили 12 членов экипажа. Первые рейсы начнутся в ближайшее время.
Что касается самолетов, то это французские и итальянские турбовинтовые самолеты типа ATR-72-600, вмещающие 74 пассажира. Мы постараемся приобрести до 10 таких самолетов.
Мы намерены использовать эти самолеты не только для полетов между Ташкентом и другими городами, но и для развития внутреннего туризма и паломнического туризма по направлениям Самарканд, Бухара, Ургенч и городов Ферганской долины.
Надо сказать, что найти самолеты этого типа на авиационном рынке сложно. Потому что 75% внутренних рейсов во всем мире выполняются такими самолетами. Они очень востребованы, поэтому найти их на рынке сложно. На данный момент мы нашли 3. Они произведены в 2019 году. Почти не летали, стоят со времени начала пандемии. В 2023-2024 годах мы планируем закупить у компании ATR совершенно новые самолеты. В ближайшее время будет подписан соответствующий меморандум с авиастроителями.
— На каком этапе находится запланированное строительство нового международного аэропорта в Ферганской долине?
— Мы тщательно изучили возможность построить международный аэропорт в трех крупных городах Ферганской долины и разработали стратегию для каждого из них. Мы взвесили все плюсы и минусы сегодняшней ситуации. Мы также ориентировались на перспективу в 30-50 лет. Потому что аэропорты строятся не каждый год и не каждые 5 лет. Такие объекты строятся раз в 30-40 лет. По этой причине необходимо тщательно изучить перспективу до 50 лет и построить современный аэропорт, отвечающий всем требованиям.
Когда мы изучили существующие международные аэропорты, мы обнаружили, что существует множество ограничений. Все они расположены недалеко от крупных городов. Вернее, в последнее время города разрослись и приблизились к аэропортам.
Для развития этих аэропортов необходимы дополнительные земельные площади. Увеличение потока пассажиров приводит к большим проблемам, связанным с логистикой. Движение на дорогах при прибытии и отъезде из аэропорта, размещение массы автомобилей, проблемы пробок и тому подобное.
Самое главное, что эти аэропорты сегодня имеют проблемы с пропускной способностью воздушного пространства. Поэтому в качестве альтернативы мы предложили строительство одного крупного международного аэропорта в центре долины. При этом будет возможность без труда охватить пассажиров каждого региона. Расстояние от аэропорта до городов Коканд, Наманган, Фергана и Андижан будет менее 100 км.
Долина представляет собой довольно густонаселенный регион, где проживает 15 миллионов человек, при этом не надо забывать и о городах Таджикистана и Кыргызстана. Мы пришли к выводу, что для этого нужно построить единый и современный международный аэропорт.
В настоящее время ожидается принятие решения по этому предложению. Я сделала презентацию. Проект разработан немецкими специалистами. Мы также консультировались с хокимиятами областей. Они рассмотрели все плюсы и минусы. Теперь государство должно принять окончательное решение, как действовать в дальнейшем, какой вариант использовать.
Беседовал Шухрат Шокиржонов,
перевод: Вадим Султанов.
Новости по теме
12:01
Самолет авиакомпании Lufthansa совершил вынужденную посадку в Ташкенте
17:55 / 09.10.2024
За девять месяцев аэропорты Узбекистана обслужили почти 10 млн пассажиров
15:11 / 16.09.2024
На стоянке Международного аэропорта «Ташкент» ремонтные работы ведутся без ограждения строительной площадки
12:02 / 16.07.2024