Мир | 09:21 / 28.12.2022
3 минут чтения

Ученые разработали анализ крови на болезнь Альцгеймера

Сообщается, что тест может заменить дорогостоящее сканирование мозга или болезненную люмбальную пункцию и позволит выявить заболевание на более ранней стадии.

Фото: Artur Plawgo / Getty Images / iStockphoto

Ученые разработали анализ крови для диагностики болезни Альцгеймера без необходимости дорогостоящей визуализации головного мозга или болезненной люмбальной пункции, когда образец спинномозговой жидкости берется из нижней части спины. В случае подтверждения тест может обеспечить более быструю диагностику заболевания, а это означает, что лечение можно будет начать раньше.

Болезнь Альцгеймера является наиболее распространенной формой деменции, но ее диагностика остается сложной задачей, особенно на ранних стадиях заболевания, — пишет издание theguardian.

Текущие руководства рекомендуют обнаруживать три различных маркера: аномальные накопления амилоидных и тау-белков, а также нейродегенерацию — медленную и прогрессирующую потерю нейронных клеток в определенных областях мозга. Это можно сделать с помощью комбинации визуализации мозга и анализа спинномозговой жидкости. Однако люмбальная пункция может быть болезненной, и люди могут испытывать головные боли или боли в спине после процедуры, в то время как КТ и МРТ-визуализация головного мозга стоит дорого и доступны далеко не для всех.

Профессор Томас Карикари из Университета Питтсбурга в Пенсильвании, США, принимавший участие в исследовании, сказал: «Многие пациенты, даже в США, не имеют доступа к МРТ и ПЭТ-сканерам. Доступность является серьезной проблемой».

Разработка надежного анализа крови станет важным шагом вперед. «Анализ крови дешевле, безопаснее и проще в проведении, и он может повысить клиническую уверенность в диагностике болезни Альцгеймера и отборе участников для клинических испытаний и мониторинга заболевания», — сказал Карикари.

Хотя современные анализы крови могут точно выявлять аномалии в амилоидных и тау-белках, обнаружить маркеры повреждения нервных клеток, характерные для головного мозга, оказалось сложнее. Карикари и его коллеги по всему миру сосредоточились на разработке анализа крови на основе антител, который выявлял бы особую форму тау-белка, называемого мозговым тау, специфичного для болезни Альцгеймера.

Они проверили его на 600 пациентах с различными стадиями болезни Альцгеймера и обнаружили, что уровни белка хорошо коррелируют с уровнями тау в спинномозговой жидкости и могут надежно отличить болезнь Альцгеймера от других нейродегенеративных заболеваний. Уровни белка также близко соответствовали тяжести амилоидных бляшек и тау-клубков в тканях мозга людей, умерших от болезни Альцгеймера. Исследование было опубликовано в журнале Brain.

Следующим шагом будет проверка теста на более широком круге пациентов, в том числе на пациентах разного расового и этнического происхождения, а также на тех, кто страдает от разных стадий потери памяти или других потенциальных симптомов деменции.