Узбекистан | 21:02 / 27.02.2023
34548
6 минут чтения

Эксперт рассказал, почему в Узбекистане дороги такие неровные и ухабистые 

Представитель Агентства по техническому регулированию высказал своё мнение о качестве дорог в Узбекистане и рассказал, почему они неровные и покрыты ухабами и выбоинами. Специалист привёл цифры, о которых стоит задуматься. 

Фото: Kun.uz

«На территории Узбекистана есть 98 предприятий по производству асфальтобетонной продукции. Работа 70 процентов этих предприятий не соответствуют стандартам. Мы изучили сферу дорожного строительства. В частности, на примере Бухарской и Навоийской областей изучена деятельность предприятий по производству асфальтобетона и качество автомобильных дорог. На самом деле качество и безопасность асфальтобетонных изделий регулируются 6 (EN, ISO, ГОСТ) международными стандартами, принятыми в 2020-2022 годах», – рассказал представитель Агентства по техническому регулированию в интервью УзА. 

В ходе исследований было установлено, что все 7 предприятий по производству асфальтобетона в Навоийской области не имеют лаборатории по контролю качества продукции. Кроме того, 4 из 11 предприятий, производящих асфальтобетонные изделия в Бухарской области, не имеют лаборатории по контролю качества продукции. 

Многие предприятия используют сырье негарантированного качества. Например, предприятия не имеют возможности контролировать качество битума, который используется в качестве основного сырья при производстве асфальтобетонных изделий. Исходя из требований стандарта, каждая партия битума должна проходить испытания. Вышеуказанным предприятиям внесены представления об устранении выявленных недостатков. 

Согласно проекту, в Бухарской области на объекте реконструкции 16,5 км вновь строящейся автомобильной дороги «Бухарская кольцевая дорога», один слой асфальтобетона должен быть толщиной в 9 см. Однако в ходе изучая выяснилось, что толщина составляет 7 см. 

Также при изучении готовых участков дороги было обнаружено наличие ям, трещин и неровностей. По правилам, температура горячей асфальтобетонной смеси при укладке устанавливается на уровне 150-160 градусов, однако на местах температура смеси, подвозимой в каждом грузовике, на практике не контролируется. 

Эксперты провели анализ документов об испытаниях и заключений, выданных частными аккредитованными испытательными лабораториями асфальтобетонных изделий, и выявили ряд недостатков.

В Бухарской области ООО Buxoro maxsus sinov qurilish laboratoriya разрешило использование асфальтобетонного изделия, как соответствующего требованиям по показателю трещиноустойчивости и выдало сертификат (норма 3,5%, на самом деле было 3,3%). При этом сотрудники не проверили показатели связующего битума. 

Изучен опыт страны-лидера дорожного строительства Германии. Строительство дорог в Германии регулируется стандартами DIN, EN, ISO, BS. Обеспечение беспрепятственного, высокоскоростного транспортного потока является общим практическим правилом при проектировании автодорог. Большинство автобанов имеют дорожное покрытие толщиной 68 см из морозостойкого бетона или битумного покрытия. При строительстве автомобильных дорог слои грунта изучаются. 

Из 7 500 миль (12 050 км) автомагистралей Германии 25 процентов составляют бетонные покрытия. Инспекторы периодически осматривают каждый квадратный метр на автомобилях, оснащенных высокотехнологичным оборудованием для сканирования дорог. При обнаружении трещины или другого дефекта заменяется весь участок дороги. В Германии для выбора толщины бетонного покрытия и других деталей в зависимости от интенсивности движения используется каталог. Этот каталог обновляется каждые 10 лет. 

Общая толщина покрытия, которая должна быть соблюдена в соответствии с требованиями немецкого каталога, представляет собой сумму толщины бетонной поверхности, базового слоя (обработанного цементом, обработанным или необработанным асфальтом) и слоя защиты от мороза. Толщина морозозащитного слоя зависит от климата региона и чувствительности подпочвенного слоя к морозу. Общая толщина покрытия обычно составляет от 22 до 35 дюймов (от 55 до 90 см). 

На основании изложенного Государственному комитету автомобильных дорог было предложено изучить немецкие стандарты и представить заключение в Кабинет Министров и Агентство по техническому регулированию относительно их внедрения в республике. 

Также в Государственный комитет автомобильных дорог было внесено представление об устранении фактов нарушений. На основе опыта Бухарской и Навоийской областей предложено провести государственную проверку и принять действенные меры на 98 предприятиях по производству асфальтобетона в республике, провести лабораторные испытания каждой партии битумной продукции в регионах и предложено создать испытательную лабораторию на предприятиях по производству асфальтобетона. Но пока никаких ответов и результата нет. 

По данным УзА, ежегодно из республиканского бюджета выделяются средства на строительство, ремонт и проектирование дорог в стране. В частности, в 2021 году государством было построено 3,9 тыс. км дорог на 4,5 трлн сумов, предусматривалась реконструкция и ремонт автомобильных дорог. 

Согласно данным Министерства экономики и финансов, в 2022 году на строительство и ремонт дорог, их эксплуатацию и расходы на оборудование было направлено в общей сложности 8,4 трлн сумов. Глава государства подписал соответствующее постановление о выделении 584 миллиардов сумов беспроцентного кредита на ремонт внутренних дорог и сооружений в Ташкенте. 

Как сообщает УзА со ссылкой на Государственный комитет автомобильных дорог, в 2022 году реконструировано и отремонтировано 23,4 тыс. км автомобильных дорог. 

В 2023 году планируется реконструировать и отремонтировать 12,8 тыс. километров автомобильных дорог и улиц городов. 

«Если бы эти работы проводились на практике точно также как они пишут в своих отчётах, то наши дороги не были бы в таком плачевном состоянии, а аварии не происходили бы каждый день», – говорится в заключении.

Новости по теме