Возможный визит Байдена в Центральную Азию, проблема с грин-кард, нелегальная миграция – беседа с послом США
Корреспондент Kun.uz взял интервью у посла США в Узбекистане Джонатана Хеника.
В ходе беседы посол поделился своим мнением об итогах саммита «C5+1» в Нью-Йорке, возможном визите президента Байдена в одну из стран Центральной Азии, инвестиционных возможностях Узбекистана, отмене поправки Джексона-Вэника, американо-китайских отношениях, возврате Афганских средств, замороженных в банках западных стран, а также проблемах с получением виз США для граждан Узбекистана. Он предостерег нелегальных иммигрантов от возможных опасностей на пути и от незаконного въезда в США.
— Господин посол, мы рады вас видеть, большое спасибо за согласие на интервью.
— Спасибо за предложение.
— Начнем разговор с сентябрьского визита президента Мирзиеёва в США. Как вы думаете, насколько продуктивным был визит?
— На мой взгляд, визит президента в Нью-Йорк был очень плодотворным. Хоть я и не следил за всем процессом визита, через социальные сети я был в курсе того, что лидер Узбекистана провел встречи с руководителями многих американских компаний, принял участие в Генеральной Ассамблее ООН и выступил с речью. Он также встретился с президентом Байденом и вместе с другими лидерами Центральной Азии принял участие в саммите в формате «C5+1».
— В ходе саммита «С5+1» президент Байден заявил, что США увеличивают объем средств, выделяемых на обеспечение безопасности в Центральной Азии. Каковы причины этого? Считают ли США, что в регионе по-прежнему присутствуют потенциальные угрозы?
— Президент Байден и госсекретарь Блинкен внимательно слушали лидеров Центральной Азии во время встречи. Могу сказать, что в странах региона по-прежнему существуют опасения в вопросах безопасности и стабильности. Особенно это связано с опасностями, которые могут исходить от Афганистана. Поэтому мы считаем, что для обеспечения мира и безопасности в регионе необходимы дополнительные инвестиции. Вопросы сотрудничества в этом плане в основном заключаются в обеспечении целостности границ и совместной борьбе с терроризмом.
— Президент Байден заявил, что может посетить одну из стран Центральной Азии. Какова вероятность этого? Если визит состоится, какую страну он, скорее всего, посетит?
— Честно говоря, заявление президента Байдена о приезде в Центральную Азию для меня тоже стало неожиданностью. Мы знаем, что ни один президент США никогда не посещал этот регион. Я не знаю, каковы планы президента Байдена, но если у него такие намерения, то это может произойти. Я не могу точно сказать, когда и в какую страну состоится визит.
— Касательно результатов саммита в Нью-Йорке, в ходе встречи обсуждались вопросы расширения сотрудничества. В каких именно сферах?
— Прежде всего, позвольте мне рассказать вам о формате этой встречи. Дипломатическая платформа «С5+1» между странами Центральной Азии и США была создана в Самарканде в 2015 году, и с тех пор регулярно проводятся встречи. В США это сотрудничество активизировалось с приходом к власти президента Байдена. За последние годы мы стали свидетелями 5 встреч на уровне министров, а теперь и первой встречи на президентском уровне. Это признак значительного роста отношений между Центральной Азией и США.
В начале платформа рассматривалась главным образом как средство контакта между сторонами. Через некоторое время мы решили его расширить, потому что этого требовал рост связей. В результате в ее рамках были сформированы 3 рабочие группы. Первая из них касается экономики, вторая – энергетики и окружающей среды, третья – безопасности. Эти рабочие группы продолжают активно участвовать в реализации различных программ.
Кроме того, США и страны Центральной Азии создали секретариат платформы «C5+1». Он служит площадкой для обсуждения, где представители 6 стран могут регулярно встречаться виртуально, чтобы обсудить вопросы развития, а также реализовать новые планы на практике.
Говоря непосредственно о саммите в Нью-Йорке, можно сказать, что на встрече стороны затронули многие вопросы, в частности вопросы безопасности, и президент Байден объявил о своем решении выделить дополнительную помощь, о которой Вы упомянули в предыдущем вопросе.
Главы всех 6 государств обменялись мнениями по вопросам возобновляемых источников энергии, совершенствования региональной энергосистемы и необходимости ее соединения с энергосистемами других регионов. Стороны также обсудили такие вопросы, как экономическое сотрудничество, улучшение делового климата для увеличения масштабов инвестиций в Центральную Азию. С этой целью ожидается, что по предложению президента Байдена будет запущена деятельность нового частного сектора для поддержки платформы «C5+1». Его основной задачей будет привлечение иностранных инвестиций, в частности американских, в регион и улучшение условий для бизнеса.
Главы государств также говорили о необходимости укрепления связей Центральной Азии с мировыми рынками. На самом деле это обсуждается уже давно, но сейчас речь идет о транзите и транспортных коридорах, в том числе через Каспийское море, на европейский рынок. В этом направлении также существует ряд планов и программ.
В ходе саммита в Нью-Йорке президент Байден также сообщил, что в следующем месяце Узбекистан проведет встречу в формате «С5+1». Он пройдет под руководством Саманты Пауэр, главы Агентства США по международному развитию, с участием представителей стран Центральной Азии. Одной из тем, которой он будет посвящен, является вопрос транспортного коридора.
Также участники саммита обменялись мнениями по вопросу соблюдения прав человека. Президент Байден подчеркнул необходимость продолжения работы по укреплению гражданского общества и работы по расширению прав женщин и людей с ограниченными возможностями.
Еще одним результатом встречи в Нью-Йорке стало направление, которое президент Байден назвал «диалогом по важным минералам». Мы видим, насколько важны полезные ископаемые. Как регион, богатый полезными ископаемыми, Центральная Азия имеет большие возможности для сотрудничества с США, и мы готовы оказать помощь в добыче этих полезных ископаемых, предоставив необходимую технику. Мы надеемся, что эти полезные ископаемые принесут пользу жителям стран региона, зарубежным странам и, в частности, США.
Эти и другие подобные вопросы обсуждались в ходе саммита. Теперь пришло время их реализации.
— Вы говорили об инвестиционных возможностях стран Центральной Азии, в частности Узбекистана. Скажите, в какие отрасли экономики США считают более выгодным инвестировать в Узбекистане?
— Узбекистан обладает наиболее всеобъемлющей и многоотраслевой экономикой среди стран Центральной Азии. Таким образом, в вашей стране есть много привлекательных секторов экономики для Запада, особенно для Соединенных Штатов.
Недавно мы стали свидетелями того, как американская энергетическая компания Air Products инвестировала значительные средства в Узбекистан. Они вложили в вашу страну около $2 миллиардов. Если не ошибаюсь, президент Мирзиёев встретился с главой этой компании в Нью-Йорке, и было объявлено о планах увеличить инвестиции в энергетический сектор.
Мы также инвестировали в сельское хозяйство, включая хлопководство, строительство и горнодобывающую промышленность. Кроме того, у нас есть компании, заинтересованные в инвестировании в IT. Они регулярно расширяют свою деятельность в вашей стране. На этом этапе я должен сказать, что Узбекистан также значительно увеличил экспорт IT-услуг в США.
Поэтому, я думаю, сложно выделить какое-то одно направление сотрудничества. Есть много секторов, в которые можно инвестировать.
— В начале сентября сенаторы США Крис Мерфи и Тодд Янг внесли в конгресс предложение об отмене поправки Джексона-Вэника для Узбекистана, Казахстана и Таджикистана и установлении с ними обычных торговых отношений. Ожидаются ли какие-либо изменения здесь?
— Администрация президента Байдена считает, что этот документ уже должен быть отменен. Потому что Узбекистан уже несколько лет следует требованиям этого документа. Он в основном регулирует свободу передвижения и позволяет гражданам Узбекистана свободно путешествовать.
Однако право отмены документа принадлежит Конгрессу США. Подобные вопросы могут быть решены только Конгрессом.
Я, конечно, рад видеть предложения и прогресс в этом вопросе, но не могу сказать, когда и в каком виде документ будет отменен или изменен.
— Вы говорили о возможности свободного передвижения граждан Узбекистана в США. По имеющейся у меня информации, большинство заявлений на визу, поданных узбекистанцами для посещения США, отклоняются посольством. Каковы причины этого? Можно ли ожидать, что ситуация изменится?
— В этом году мы получили рекордное количество визовых заявлений от граждан Узбекистана, организовали визовые собеседования и выдали рекордное количество виз. Так что я не могу согласиться с вашим утверждением. В последнее время резко растет число узбеков, изъявивших желание поехать в США.
Да, некоторые граждане могут не получить визу. Причины для этого разные, и не всегда эти причины зависят от посольства. Конгресс предъявляет одинаковые требования ко всем посольствам. Цель этих требований состоит в том, чтобы въезжающие в США были законопослушными гражданами, и чтобы цели поездок были в рамках закона.
Как я уже сказал, в последнее время многие узбеки ездят в США для туризма, бизнеса, образования и даже по работе. Однако количество нелегальных путешественников также значительно увеличилось. Они проходят очень опасными маршрутами через Центральную Америку, незаконно пересекая границу Мексики и США. Я категорически предостерегаю их от этого, потому что это очень опасно. По пути есть вероятность попасть в руки торговцев людьми. Они требуют от нелегалов больших денег, обещая работу, которую не могут обеспечить. Таких случаев особенно много в последнее время. Страны закрывают границы для пересекающих их территорию узбеков. Это — катастрофа для людей, которые продали свои дома и потратили все деньги на дорогу.
А тех, кому все-таки удается добраться до границы с США, задерживают там. Раньше их отпускали, но теперь порядок сильно изменился. Тех, кто пересекает границу, задерживают и депортируют на родину. Так что, опять же, я бы очень не советовал ехать в США незаконным путем.
Есть много легальных способов попасть в США. Помимо тех, что я перечислил выше, лотерея грин-кард – одна из них. Ежегодно мы предлагаем 55 000 грин-кард по всему миру. Здесь я должен отметить, что граждане Узбекистана занимают одно из самых высоких мест в мире по количеству игроков в грин-кард.
Нелегальные путешественники должны знать одно: они могут быть полностью изгнаны с территории США за свои действия, то есть им будет запрещено въезжать на территорию страны, играть в грин-кард, подавать документы на любой вид визы. Это также одна из основных причин, по которой мы отговариваем людей от нелегальной миграции в США.
— Некоторые победители лотереи грин-кард не были приглашены на собеседование в посольство. Им сообщили, что места закончились. Что теперь будет с их шансами на получение визы?
– Вы правы. Позвольте мне кратко объяснить, как работает эта система. Как я уже говорил, мы ежегодно предлагаем 55 тысяч лотерей по всему миру, участие в которых абсолютно бесплатно. Если вы выиграете в лотерее, вы перейдете к следующему шагу, и вам нужно будет подать необходимые документы. После их сдачи вас пригласят на собеседование в посольство. Одним из условий приглашения на собеседование является то, что не все 55 тысяч мест заполнены, то есть для вас есть свободное место. Мы предлагаем лотереи большему количеству людей, чем количество имеющихся мест, чтобы эти места по каким-то причинам не оставались пустыми.
В некоторые годы всех узбеков, выигравших грин-кард, вызывали на собеседование, а иногда и посольство в Ташкенте было вынуждено останавливать собеседования из-за того, что уже прошли интервью на все 55 тысяч мест по всему миру и количество мест исчерпано. Если вас не вызовут на собеседование, ваш шанс, к сожалению, упущен. Если вы захотите снова принять участие в лотерее, вы можете сыграть в нее еще раз в следующем году.
Важно помнить, что даже если вы дойдете до этапа собеседования, это не гарантирует получение грин-кард. Потому что информация в документах тщательно проверяется, и, если в них допущены недочеты или введена неверная информация, это тоже сказывается на результате. Приведу пример, в предыдущие годы были случаи, когда некоторые кандидаты подали несколько документов на лотерею, изменив форму написания своего имени, пару букв в нем. Целью этого является увеличение шансов на победу. Если мы выявляем подобные случаи, мы исключаем их, даже если они находятся на этапе собеседования.
— Некоторые из тех, кто выиграл грин-кард, объяснили отсутствие приглашения на собеседование тем, что граждане России приехали в Узбекистан и заняли места для беседы в посольстве. Насколько это верно?
— Абсолютно неверно. В США для этого есть специальный центр. Он дает посольству необходимые инструкции о том, кого и когда приглашать на собеседование. У нас было достаточно возможностей для организации собеседования, но мы не успели в результате того, что 55 тысяч доступных мест по всему миру оказались заполнеными. Таким образом, прибытие российских граждан в посольство США в Ташкенте никак не повлияло на этот процесс.
— Посольство США уделяет особое внимание совершенствованию системы преподавания английского языка в Узбекистане. Недавно 25 учителей из Америки начали работать по 10-месячной программе в Узбекистане. Могли бы вы остановиться на целях и результатах этих и других подобных проектов.
— Действительно, мы вложили значительные средства в совершенствование системы преподавания английского языка в Узбекистане. На самом деле это связано с инициативой президента Мирзиёева по улучшению системы изучения языка в школах, которую он выдвинул несколько лет назад. Одним из наших основных проектов стало оказание помощи в разработке учебников английского языка. Совместно с Министерством народного образования мы подготовили новые учебники, учебные пособия и поставили их практически во все школы Узбекистана.
Кроме того, мы внесли свой вклад в повышение квалификации школьных учителей, организовав специальные курсы. В течение нескольких лет на наших курсах, организованных в сотрудничестве с Министерством, обучились 15 тысяч преподавателей.
Проект, о котором вы упомянули, на самом деле существует уже много лет. На мой взгляд, мало иметь хорошие учебники или учителей в школах и других учебных заведениях, у учащихся должна быть еще возможность общаться с носителями изучаемого языка. Поэтому мы привлекли квалифицированных преподавателей из США и разместили их в учебных заведениях Узбекистана, в частности, университетах. При этом мы уделили особое внимание работе американских педагогов не только в столице, но и в отдаленных районах. Они работают в тесном сотрудничестве с преподавателями, профессорами и студентами различных институтов и школ по всему Узбекистану.
Что касается результатов, то мы слышим много положительных отзывов. Студенты очень рады возможности непосредственно общаться с американскими учителями и просят нанять еще больше учителей из США.
К сожалению, 25 учителей – это не так уж много. Мы надеемся, что нам удастся постепенно увеличить их число и, возможно, позже мы сможем вернуть Peace Corps в Узбекистан.
— Узбекистан поддерживает восстановление экономики Афганистана и считает, что активы страны, замороженные в западных банках, должны быть возвращены, чтобы помочь афганцам, страдающим от нехватки средств. Каково мнение США по этому поводу?
— Я думаю, что взгляды правительства США и правительства Узбекистана относительно Афганистана очень схожи. Обе страны хотят, чтобы афганская экономика росла, чтобы кризисы, которые могут негативно повлиять на население, не происходили, чтобы воцарились мир и стабильность. Потому что это жизненно важно для безопасности и развития региона.
Проблема в том, что правительство в Кабуле пренебрегает своими обязательствами. Они запрещают девочкам учиться, женщинам работать, ограничивают их права и отказываются сотрудничать с международным сообществом. О разблокировке активов можно говорить только в том случае, если эти обязательства будут выполнены. А до тех пор мы продолжим направлять гуманитарную помощь афганскому народу через ООН и другие международные организации. Кроме того, в сотрудничестве с правительством Узбекистана мы продолжим вести диалог с руководством Афганистана по улучшению ситуации там и обеспечению безопасности в регионе.
— Каких действий США ожидают от нынешнего правительства Афганистана, чтобы его признали на международном уровне?
— Честно говоря, я не эксперт в этом вопросе. Нынешнее правительство подписало определенные соглашения с предыдущей администрацией США, когда пришло к власти; я не знаю подробностей этих договоренностей. Однако, как наблюдатель могу сказать, что они идут не в том направлении. Примером того, что я сказал ранее, является то, что девочек исключают из школ, а возможности трудоустройства женщин ограничены. Эти две проблемы являются частью того, в чем мы хотим увидеть изменения в Афганистане.
— Обострение противоречий между США и Китаем влияет на экономику стран Центральной Азии, в том числе Узбекистана. Расскажите, куда движется эта проблема и чего мы можем ожидать в будущем.
— Президент Байден частично обсудил этот вопрос с лидерами стран Центральной Азии в Нью-Йорке. Регион переживает сложную ситуацию из-за своего географического положения. Влияние оказывает не только конфликт между США и Китаем, но и нападение России на Украину. В этой ситуации мы ведем диалог с государствами Центральной Азии, в частности с Узбекистаном, и пытаемся уменьшить влияние этих процессов на экономику.
Что касается отношений между США и Китаем, то можно сказать, что на данный момент США предпринимают усилия по разрешению проблем, вызвавших конфликт с Китаем.
То же самое можно сказать и об экономических вопросах. Мы знаем, что у Узбекистана очень хорошие экономические отношения с Китаем, а также с США. Так что я надеюсь, что конфликт между ними не повлияет на эти отношения.
— Как вы оцениваете проводимые в Узбекистане реформы в области прав человека?
— В последние годы в вашей стране проделана большая работа в этом направлении, особенно после прихода к власти президента Мирзиёева. Я не знал, состоялся бы этот разговор, если бы не эти изменения. Например, 6—7 лет назад. На мой взгляд, можно положительно оценить работу по обеспечению свободы слова, печати, прав человека.
Кроме того, в Узбекистане был исключен принудительный труд и детский труд, особенно в период сбора урожая хлопка. Путь к свободе совести был открыт, прекращены пытки в ходе следствия.
Однако предстоит еще много работы. Следует также сказать, что в последние пару лет мы также наблюдаем некоторое отступление реформ, например, в части обеспечения свободы прессы. Я, честно говоря, не смог понять, в чем причина этого. В своих выступлениях президент Мирзиёев четко выразил свои взгляды на поддержку свободы прессы, ее роли в построении демократического общества и одновременно борьбе с коррупцией.
Несмотря на такой его подход, мы по-прежнему видим, что на журналистов оказывается различное давление. Это давление не всегда очевидно. Иногда это проявляется в форме самоцензуры, то есть журналист воздерживается от написания статей на ту или иную тему.
Недавно против некоторых блогеров и журналистов были возбуждены уголовные дела. Я не собираюсь останавливаться на их личностях, я даже не могу что-то сказать или оправдывать их. Я просто хочу сказать, что подобные ситуации посылают сигнал другим журналистам, заставляя их ограничивать себя.
Мне бы хотелось, чтобы в Узбекистане прессе предоставлялось больше возможностей.
— Недавно в социальных сетях посольство разместило интересное видео, на котором вы едете на работу в метро. Все тепло приветствовали эту инициативу. Регулярно пользуетесь общественным транспортом? Что вы думаете о транспортной системе Узбекистана?
— К сожалению, я не пользуюсь общественным транспортом постоянно. Станция метро находится далеко и от посольства, и от моего дома, но все же я иногда пользуюсь им в хорошую погоду. Ташкентское метро очень красивое. Некоторые из его станций выглядят как произведения искусства и напоминают музеи.
Про автобусы сложно что-либо сказать. Хотя я слышал о них положительные отзывы, я ими не пользовался. Я думаю, пробки на дорогах влияют и на них.
Как человек, который проводит большую часть своей жизни в городах, я могу сказать, что мы должны поддерживать использование общественного транспорта, потому что это помогает уменьшить пробки и, хотя бы немного улучшить качество воздуха.
Я больше пользуюсь автомобилем из-за плотного рабочего графика и соображений безопасности, но не против пользоваться общественным транспортом, когда это возможно.
#США #Афганистан #Центральная Азия #незаконная миграция #грин-кард
#Джонатан Хеник