Узбекистан | 12:24
655
3 минут чтения

Новые ограничения могут сократить импорт автомобилей в Узбекистан в 4 раза. Каким образом?

Три из каждых четырех автомобилей, импортируемых узбекистанцами, могут оставаться на складах таможни. Это связано с введением новых требований по оценке соответствия автомобилей и с недостаточной пропускной способностью единственной лаборатории, что приводит к созданию длительных электронных очередей.

Фото: Getty Images

С 1 ноября 2024 года в Узбекистане обязательным стало тестирование транспортных средств по 16 критериям и получение сертификата соответствия. Хотя власти объясняют это мерами экологической и технологической безопасности, в реальности возникли серьёзные проблемы.

Во-первых, пропускная способность единственной лаборатории не отвечает реальному спросу. Тестирование одного автомобиля занимает 30-35 минут, что позволяет лаборатории обслуживать до 50 автомобилей в сутки или около 18 тысяч в год. Это в четыре раза меньше, чем объём импорта легковых автомобилей за 2024 год (74 525 штук). В результате образовались длинные электронные очереди. Кроме того, некоторые лаборатории временно закрыты, что усугубляет ситуацию.

Во-вторых, лаборатория расположена только в Пскенте. Импортёрам приходится перевозить автомобили с таможенных складов в лабораторию на эвакуаторах или прицепах, что требует дополнительных затрат. Если время ожидания в электронной очереди затягивается, необходимо платить за хранение автомобиля на складе. Хотя власти планируют открыть дополнительные лаборатории в регионах, их создание в ближайшие годы представляется маловероятным.

В-третьих, новые ограничения повышают цены и ухудшают конкурентную среду. Например, стоимость тестирования автомобиля увеличилась до 9,1 миллиона сумов, а после массовых жалоб была снижена до 5,6 миллиона для автомобилей с ДВС и до 4,8 миллиона для электромобилей. Однако процесс сертификации, который должен занимать 1-2 дня, затягивается на десятки дней.

С начала 2024 года были введены различные нетарифные барьеры, ограничивающие импорт электромобилей частными лицами или предпринимателями. Планировалось запретить ввоз автомобилей физлицами для коммерческих целей и продажу новых иностранных марок только через официальных дилеров. Эти меры временно отменили из-за критики, но в апреле 2024 года обсуждение возобновилось.

Ранее компания BYD обратилась к правительству Узбекистана с просьбой ограничить «беспорядочный» импорт своих автомобилей, утверждая, что привозимые модели не подходят для местного климата и дорог и не имеют официальной гарантии.

Новости по теме