Новые ограничения могут сократить импорт автомобилей в Узбекистан в 4 раза. Каким образом?
Три из каждых четырех автомобилей, импортируемых узбекистанцами, могут оставаться на складах таможни. Это связано с введением новых требований по оценке соответствия автомобилей и с недостаточной пропускной способностью единственной лаборатории, что приводит к созданию длительных электронных очередей.
С 1 ноября 2024 года в Узбекистане обязательным стало тестирование транспортных средств по 16 критериям и получение сертификата соответствия. Хотя власти объясняют это мерами экологической и технологической безопасности, в реальности возникли серьёзные проблемы.
Во-первых, пропускная способность единственной лаборатории не отвечает реальному спросу. Тестирование одного автомобиля занимает 30-35 минут, что позволяет лаборатории обслуживать до 50 автомобилей в сутки или около 18 тысяч в год. Это в четыре раза меньше, чем объём импорта легковых автомобилей за 2024 год (74 525 штук). В результате образовались длинные электронные очереди. Кроме того, некоторые лаборатории временно закрыты, что усугубляет ситуацию.
Во-вторых, лаборатория расположена только в Пскенте. Импортёрам приходится перевозить автомобили с таможенных складов в лабораторию на эвакуаторах или прицепах, что требует дополнительных затрат. Если время ожидания в электронной очереди затягивается, необходимо платить за хранение автомобиля на складе. Хотя власти планируют открыть дополнительные лаборатории в регионах, их создание в ближайшие годы представляется маловероятным.
В-третьих, новые ограничения повышают цены и ухудшают конкурентную среду. Например, стоимость тестирования автомобиля увеличилась до 9,1 миллиона сумов, а после массовых жалоб была снижена до 5,6 миллиона для автомобилей с ДВС и до 4,8 миллиона для электромобилей. Однако процесс сертификации, который должен занимать 1-2 дня, затягивается на десятки дней.
С начала 2024 года были введены различные нетарифные барьеры, ограничивающие импорт электромобилей частными лицами или предпринимателями. Планировалось запретить ввоз автомобилей физлицами для коммерческих целей и продажу новых иностранных марок только через официальных дилеров. Эти меры временно отменили из-за критики, но в апреле 2024 года обсуждение возобновилось.
Ранее компания BYD обратилась к правительству Узбекистана с просьбой ограничить «беспорядочный» импорт своих автомобилей, утверждая, что привозимые модели не подходят для местного климата и дорог и не имеют официальной гарантии.
Новости по теме
10:07
В 2024 году импорт электромобилей и гибридов в Узбекистан превысил импорт бензиновых автомобилей
09:53 / 03.01.2025
Режим беспошлинного импорта продлен еще на год для 60 видов продукции
18:42 / 26.12.2024
В Самарканде член экипажа авиакомпании Turkish Airlines пытался провезти боеприпас через таможенный контроль
14:04 / 21.12.2024